Литургия в Неделю о Фоме (+видео)

.

В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, называемую также Антипасхой, 26 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Какие можно провести параллели с нынешним временем у события, вспоминаемого во второе Воскресенье по Пасхе, и какие уроки каждый должен вынести из евангельского повествования этого дня, владыка Марк рассказал в наставлении после богослужения:

– Главным содержанием сегодняшнего Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, является тема сомнений и уверения апостола Фомы. Нам кажется порой, что среди всех учеников Господа лишь апостола Фома проявил удивительное неверие, что лишь он усомнился в том, что Господь воскрес.

На самом деле это не так. Евангелисты подчеркивают сомнения Фомы, его маловерие, его утверждение – «не поверю, пока не увижу»! На самом деле Фома лишь выразил то, что у многих апостолов коренилось в глубине души, в сердце. А многие из них, да что многие – все, колебались и сомневались в том, что Христос воскрес. Наверное, вряд ли был кто-то из апостолов, кто поверил сразу словам женщин, возвестивших о воскресении Христа. Апостолы посчитали, что женщины, может быть, приняли какой-то призрак за Христа Спасителя и стали говорить, что Он воскрес.

А потому Господь, являясь Своим ученикам, по сути дела, их уверял, только без громких слов. Но мы видим это по описаниям Евангелий. Например, во многих Евангелиях, где говорится о воскресении Христа Спасителя, Господь, явившись ученикам, ел. Он ел, чтобы показать, что Он не просто призрак, но живой человек, состоящий из плоти и крови. И не просто ел, но в том числе вкушал и мед. Дело в том, что мед на Востоке воспринимался на Востоке как средство, отгоняющее злых духов. И Господь, вкушая этот продукт, показывал, что Он не дух, но настоящий, подлинный человек, что Он не просто является ученикам в своем каком-то особом теле, но что Он воскрес. И эти уверения действительно имели под собой основание. Дело в том, что среди первых христиан даже возникло еретическое учение докетов, от греческого слова «докео» – казаться. Они говорили, что Христос на самом деле не страдал и не воскрес.

В самом деле, а что же могли другое думать ученики, пережившие такой стресс? Ведь они думали, что Иисус Христос, Мессия, как они считали, начнет Свое служение, изгонит оккупантов, и установит в Израиле совсем другие порядки... И вдруг страшное предательство, распятие, бесславная смерть на Голгофе!

Конечно, они испугались и сначала не поверили неслыханной прежде вести о Воскресении, хотя ранее и стали свидетелями воскрешения Лазаря из гроба. Но, тем не менее, надежда их была поколеблена.

Мы сейчас очень понимаем апостола Фому, потому что видим вокруг нас поляризацию веры либо неверия. Конечно, Церковь призывает нас беречь себя всеми силами от заражения, носить маски, воздерживаться от посещения храмов, от общения с людьми. Безумны те люди, которые намеренно не соблюдают никаких мер и говорят, что Господь меня исцелит и избавит – не нужно искушать Господа Бога. Но вместе с тем как подлинные маловеры поступают те люди, которые считают, что только лишь средства дезинфекции способны избавить человека от болезни. Потому что и здесь, и всегда и везде, и в наше время, и во время других эпидемий и пандемий проявлялся всеблагой Божий Промысл.

Поэтому нужно, не забывая защищаться, уповать на Бога. А мы видим, как огромное большинство из нас себя ведут гораздо хуже, чем Фома. Ведь он-то верил в Бога, он просто сначала не поверил, что Христос воскрес.

А сейчас, получается, воцарилось такое представление, будто на период карантина, действия этого страшного заболевания Бог устранился от мира, прекратил Свое вмешательство в мир, и Промысл Божий остановлен. Да нет же!

Господь проявляет Себя, и даже сам факт того, что среди жителей нашего Отечества мы видим сейчас намного меньше чем смертей, чем в других странах, уже говорит о заступлении, об ослаблении этой страшной болезни и по молитвам Церкви, всех нас.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, будучи благоразумными, не теряя осторожности, не сомневаться в благом Промысле Божием. В истории мы видим много примеров того как люди избавлялись силой Божией от страшных мучений, бед, эпидемий и так далее. Дай Бог всем нам хранить себя от крайностей и, самое главное, конечно, верить, надеяться и молиться.

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная теестудия "ЛогосЪ"