Об истине и Промысле Божием. Литургия в Христорождественском соборе Рязани

.

30 апреля митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В этом году праздничные Пасхальные дни проходят особо. Радость о Воскресшем Спасителе у кого-то перекликается с переживаниями о происходящем в мире, о здоровье близких, у кого-то страх и вовсе заслоняет другие переживания. Как правильно относиться к окружающей действительности, и как понимать противоречия, которые можно видеть и в жизни, и, казалось бы, в Священном Писании?

Этой теме было посвящено наставление митрополита Марка после службы:

– В традиции Церкви и даже в Священном Писании есть мысли, которые можно воспринимать как какие-то противоречия. В частности, это касается посмертной судьбы каждого человека.

Так, евангелист Матфей повествует нам в притче о Страшном суде о том, что люди будут судимы в отношении их жизни в конце времен. Те люди, которые совершили зло, будут преданы огню, те, кто совершил добро, будут наследниками Царства Небесного.

На основании этих евангельских слов большая часть людей представляет себе наш путь таким образом: человек живет, потом умирает, ждет всеобщего воскресения, восстает вместе с телом, а потом – суд и либо жизнь вечная, либо вечное умирание вместе с диаволом и его клевретами.

Однако сегодня мы слышали Евангелие от Иоанна, в котором говорится о чем-то другом. Евангелист Иоанн утверждает, что верующий, слушающий Христа, имеет настоящую, подлинную жизнь, и он на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь.

У нас может возникнуть вопрос – как же так? Ведь мы-то воспринимаем эту реальность немного по-другому, и Церковь часто учит нас таким же образом... А здесь – верующий переходит прямо в Царство Небесное!

А дело в том, что истина не укладывается в обычные рамки логики. Один богослов как-то сказал, что истина есть антиномия, то есть утверждения, противоречащие друг другу. Истина гораздо глубже, чем наши представления о ней. Конечно, когда евангелист Иоанн говорит о вере, имеется в виду не наша слабая вера, которую мы проявляем, когда это просто и удобно, а когда приходят испытания нашей веры, то она у нас иссякает и еле теплится.

И сейчас многие люди ослабели в вере. Конечно, мы говорим о том, что необходимо соблюдать правила предосторожности, соблюдать благословение Святейшего Патриарха, сидеть дома. Но и другой крайности мы должны избегать – а именно, представления о том, что сейчас, во время этой пандемии, Бог как будто устранился от дел, как будто Промысл Божий уже не действует в мире…

Это ошибочное воззрение, проявление слабой, немощной веры. Бог способен нас избавить от всех бед и искушений. Если Он попустил нам эту болезнь, значит, поделом, по нашим грехам. Дай нам Бог укрепляться в вере, исполняться ее, чтобы она была сильной, крепкой, дерзновенной. Но для этого мало жить так, как мы живем. Нужен подвиг веры, нужно молиться, нужно свою жизнь строить на других началах.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, укрепления в вере, помощи Божией! Пусть наша вера будет сильной, не знающей преткновений!