Литургия в Неделю жен-мироносиц

.

Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные… Это женщины, образ которых на протяжении двух тысячелетий служит ярким примером самоотверженной любви к Богу, веры и твердости духа. Их называют женами-мироносицами, ведь сразу по завершении субботы они поспешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по местному обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Учителя. За Ним при Его земной жизни они следовали, поучаясь Его словами, заботясь о пище и питии для Христа и Его учеников, служа имением, как говорится в Писании. Они остались верны Господу при Его крестной смерти и после нее.

О подвиге жен-мироносиц Церковь вспоминает в третье Воскресенье по Пасхе. В день праздника, 3 мая в 2020 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

О подвиге святых жен-мироносиц, преданных учениц Христа, в наставлении после богослужения рассказал митрополит Марк:

– Сегодняшнее Воскресное Евангелие, дорогие братья и сестры, вновь погружает нас в таинственную атмосферу ночи Воскресения Христова. Евангелист Марк, вдохновляясь рассказом апостола Петра, повествует о том, как мироносицы рано утром, как только встало солнце, пошли ко гробу. Они хотели воздать должное своему Учителю. Дело в том, что по ветхозаветным представлениям ценилось доброе дело не только по отношению к человеку живому, но, ещё более, доброе дело по отношению к человеку умершему.

И вот они устремляются туда, следуя предписаниям Ветхого Завета, чтобы помазать тело дорогого им Учителя благовонным веществом, миром. Они пошли, невзирая на опасность, страх и прочие опасности, которые, возможно, их подстерегали. Они думали только об одном – кто поможет им отвалить камень, которым был завален вход в пещеру. Когда же они подошли, то увидели, что камень отвален, и, войдя в гробную пещеру, узрели там юношу, сидевшего на тридневном ложе Спасителя. Конечно, они изумились. Юноша им сказал: «Скажите ученикам и Петру, что Христос Воскрес. Его нет здесь».

Почему же юноша сообщил мироносицам, что надо сказать ученикам, отдельно упомянув Петра? Да потому что Петр отрёкся, и тем самым исключил себя из числа учеников Христовых. А потому Ангел повелел сказать ученикам и Петру, чтобы и Пётр тоже знал. Реакция мироносиц показывает, всю подлинность этого повествования. Мироносицы испугались… Интересно, что евангелисты не повествуют о каком-либо страхе людей, приближенных ко Христу – Божьей матери, Иоанне Богослове. Конечно, оружие пронзило их душу во время распятия Христа, но атмосфера страха, ужаса не передавалась ученикам и не передавалась евангелистами, а здесь евангелист Марк подчеркивает – они никому ничего не сказали, потому что боялись. Настолько весть о Воскресении Христа их шокировала.

Это действительно стало для них чем-то необычным, непривычным и даже страшным. Ученики не сразу, а со временем восприняли весть о Воскресении Христа, и узрели сами воскресшего Христа. А мироносицы воспринимаются в нашей церковной традиции как символ верности, преданности Иисусу Христу. Они, в отличие от учеников, тогда не растерялись, но пошли ко гробу Спасителя, как только можно было по завершении субботы прийти исполнить положенное по ветхозаветной традиции.

Самое главное, о чём мы говорим сейчас, это, конечно, служение живым, служение благовестия, любви и милосердия. Именно это Господь подчеркивал, именно об этом Он говорил, как о самом важном, самом главном. Дела важны, прежде всего, по отношению к людям живым. Они – образ нашего Христа Спасителя. И служение ближнему есть служение самому Христу. И в нашей жизни мы видим немало людей, подобных древним мироносицам, которые являют свою жертвенность, преданность делу Господню. Правда, нужно сказать в отношении мироносиц, что всегда помимо жертвенности, преданности, важно еще иметь и рассуждение.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"