Литургия в день памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы

.

18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Рязани.

Наставление после службы владыка посвятил жизни святой Елисаветы и примеру жизни и служения, который она показала людям:

— Последнее время, дорогие братья и сестры, мы много слышим о проявлении вражды, неприязни по отношению к нашей Родине и к нашему народу со стороны других народов и государств. Люди, знакомые с историей, часто вспоминают слова императора Александра III, который на вопрос, есть ли у России союзники, ответил — есть, это ее армия и ее флот. И все же у России были и есть друзья, выходцы из других народов, которые служили нашей стране и народу, причем делали это с не меньшим рвением, а иногда и большим, чем порой русские люди служили, служат или могли бы служить.

Сегодняшний день — это праздник, в том числе, великой княгини Елисаветы Федоровны, которая была умерщвлена более 100 лет назад. Ее жизнь является ярким примером того, как человек полюбил русский народ, веру и страну. Она вышла замуж за знатного человека, близкого к царю, человека из императорской семьи. Она была протестанткой и ничто не могло заставить ее отказаться от веры. Да, ее сестра, императрица, была обязана, выходя замуж за наследника престола, сменить веру и стать православной. Но великой княгини эти обязательства не касались. Но она настолько глубоко восприняла свою новую родину, Россию, и всем сердцем полюбила русских людей, что не могла позволить какому-либо препятствию оставаться между ней и любимым народом. И она сознательно приняла православие, хотя это вызвало огорчение в ее семье. Но ее желание было искренним, чистым и сильным.

С тех пор ее жизнь, фактически, превратилась в служение. Она не интересовалась светскими балами и развлечениями. Ее муж был убит террористами, и она полностью посвятила свою жизнь служению ближним, продала драгоценности, построила на свои средства Марфо-Мариинскую обитель и стала помогать больным, немощным и нуждающимся людям. Она после своего мужа возглавила Императорское православное палестинское общество и приняла на себе попечение о русских паломниках, отправляющихся в Святую Землю.

Когда же настало время революционных бурь и испытаний, ей предлагали вернуться на свою родину. Но на сказала, что ничего плохого для своего народа не сделала, и ей нечего стыдиться. Она думала, что новая власть, большевики, зная ее добрые дела и заслуги, отнесутся к ней в соответствии с ними. Но она не понимала сути социализма, не знала, что для людей, которые устроили этот переворот, сам по себе факт принадлежности к классам эксплуататоров уже означал смертный приговор. Ее злодейски убили, а потом, как мы знаем, ее тело было привезено в Святую Землю и сейчас покоится в русском монастыре на Елеонской горе.
Ее житие показывает нам, как можно любить народ и страну, даже будучи выходцем из другого народа и исповедуя поначалу другую веру. И вместе с тем главный пример, который она нам являет — это пример сознательного отношения к вере, любви к страждущим, болящим, это идея бескорыстного служения ближним.

Она показывает нам пример во многих отношениях. И ее жизнь была исключением даже в том, как нам кажется, благочестивом и респектабельном времени, в котором проходил ее земной путь.

Будем молиться сегодня ей, святой нашей Церкви, немке про происхождению, чтобы она помогала нам действительно полюбить идеалы нашей страны и народа, сознательно относиться к вере и к нашей жизни, воспринимать ее не как возможность весело и безмятежно проводить время, стремясь к житейскому комфортному существованию, но думать о том, как бы наполнить свою жизнь благим смыслом, содержанием и служением нашим ближним.

В завершение наставления владыка также поздравил всех с праздником обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и напомнил о его роли в образовании централизованного государства.