Мудрость — Божий дар. Литургия в Успенском соборе

.

В понедельник, 20 июля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим с наставлением, посвященным обретению одного из даров Божиих — мудрости:

— В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование о том, как окружавшие Христа люди удивлялись, видя, какая мудрость дана Спасителю. И Его соплеменники спрашивали друг друга — откуда у Него такая мудрость? Ведь Он не учился, и мы знаем, что Его отец плотник, и Мать тоже не отличается какой-то ученостью... К тому же в то время женщины вообще не учились.

Конечно, для нас нет ничего удивительного в том, что Господь обладал такой мудростью, ведь мы же знаем, что Он — воплощенное Слово Божие, воплощенная Премудрость.

Что касается мудрости в целом, мы можем вспомнить немало исторических примеров людей, которые ею отличались, несмотря на полное или практически полное отсутствие образования. Так, преподобная Мария Египетская была богословски образована — такой ее встретил блаженный Зосима. При этом она никогда не читала Священного Писания и никогда ничему не училась. И подобных примеров много. К их числу относится преподобный Антоний Великий, основатель монашества, и многие-многие другие. Почему же они были такими мудрыми? Да потому что они познали суть бытия, познали Христа, Слово Божие, и Господь дал им премудрость.

Если мы говорим о Пятидесятнице как о событии, когда апостолы, ученики Христа, получили дар владения другими языками, то о преподобных и о многих других людях, подвизавшихся Христа ради, можно сказать, что они получили дар премудрости, чтобы и сами могли прийти в Царство Небесное, и других в него привести. Это именно премудрость, а не ум, которым порой отличаются сыны века сего.

Вспоминаю разговор с одним уже покойным человеком, известным космонавтом, который, будучи депутатом Государственной Думы, рассуждал о том, зачем человеку ум, земные знания, которые в будущем веке будут уже не нужны. Конечно, мы говорим об уме человека, имея в виду знания, начитанность, искусность в определенных вещах и навыках.

Человеку нужна премудрость, мудрость, а это, прежде всего, Божий дар. Премудрость не тождественна обычной человеческой начитанности, которая наполняет человека знанием множества вещей, касающихся земной жизни, но никак не касается жизни вечной, всего того, что можно было взять собой за порог этого временного бытия.

Дай Господь нам, дорогие братья и сестры, не только стремиться к начитанности, но и к мудрости, которая дается через молитву, чтение Слова Божия и рассмотрение творений Божиих. Пусть этот дар, которым Господь владел в совершенстве, хотя бы отчасти коснется и наших душ и сердец.