Быть достойными Бога и Его любви. Литургия в Успенском соборе Рязани

.

25 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. За богослужением звучал отрывок Евангелия, который у многих людей, особенно недавно начинающих церковную жизнь, вызывает вопросы. Этот повествование содержит слова Христа об отношении человека к Богу и родителям и, говоря современным языком, расставляет приоритеты в этих отношениях. Объяснению этих слов и теме любви к Богу в целом посвятил наставление после литургии митрополит Марк:

— Дорогие братья и сестры! Мы считаем себя христианами, приходим в Божий храм, обращаемся ко Господу с разного рода просьбами, надеемся, что Он нас услышит, помилует и даст просимое нами благо.

Конечно, Господь нас любит и Он, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов, возлюбил нас первым. И он любит человека любого, вне зависимости от того, как Он относится к Богу.

Однако все же уместно поставить вопрос о том, достойны ли мы Христовой любви, достойны ли быть сынами Божиими и вправе ли мы называть себя настоящими христианами? В сегодняшних Евангельских строках есть такие слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Что значит быть недостойным? Недостойным быть учеником Господа, недостойным, по большому счету, Христовой любви. Но как мы можем приступить к этой великой жертве? Если мы заглянем вглубь своего сердца, то увидим, что мысли о родственниках, о родителях и детях, просто о близких людях занимают в нашем сердце гораздо больше места, нежели мысли о Боге.

Достаточно сравнить своих поступки и поступки преподобных и мучеников. Так, преподобный Феодосий Киево-Печерский, один из основоположников монашества на Руси, отказался видеться со своей матерью, когда она пришла к нему. С точки зрения современных реалий это может показаться каким-то изуверством, жесткостью, отсутствием любви к родному человеку. Но мы не можем его осуждать, потому что просто не осознаем степень той любви, которую преподобный имел к Богу. Он всецело последовал за Христом, отрекся от мира и видел перед собой только Бога. Еще один яркий пример — мученицы Вера, Надежда и Любовь, маленькие девочки, которые отдали свою жизнь за Христа. Как же любила их мать, укреплявшая их в подвиге свидетелей веры во Христа. Она наверняка любила их и плотской любовью, но прежде всего — любовью Христовой, и понимала, что главное для человека — следовать за Христом, любить в первую очередь Его, а потом уже любить свою жизнь, себя и своих близких. Вот предельная степень любви ко Христу, которой Он ожидает от нас.

Конечно, когда мы посмотрим на свои мысли и на содержание своего сердца, мы ужаснемся той пропасти, которая отделяет нас от идеала, проповедуемого Христом. Да, эту пропасть невозможно перепрыгнуть сразу, но нужно двигаться в этом направлении, стараясь жить не своей жизнью, но так, чтобы в нас жил Христос. Дай нам, Господи, видеть наше недостоинство, понимать, что мы не достойны любви и милости Христовой, и двигаться в этом направлении, чтобы стать достойными Христовой любви.