Видеть знамения и понимать их. Литургия в Успенском соборе Рязани

.

27 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. Наставление после богослужения владыка посвятил толкованию Евангельского отрывка, читавшегося в этот день в храме:

— В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование о диалоге Христа Спасителя с книжниками и фарисеями. Эти люди искали со стороны Христа знамений, но Господь не желал давать им знамений. Он говорит в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».

Почему же книжники и фарисеи так настойчиво требуют от Христа знамений? Дело в том, что в то время в Израиле были сильно распространены мессианские ожидания. И Христос Спаситель многими воспринимался как Мессия, вот только народ ожидал Мессию, который избавил бы Израиль от иностранной оккупации.

Мессия, согласно вере жителей Израиля, должен был быть обнаружен посредством знамений. Ведь как узнать — этот человек Мессия или просто проходимец? Он должен был сотворить знамения, подобные сотворенным в свое время Моисеем, или даже превосходящие их. Вспомним, какие же знамения сотворил Моисей? Во-первых, он был причастен к тем казням, которые совершались в Египте. Кроме того, через него Господь кормил людей манной, через него дал им источник воды в пустыне.

Все это и искали книжники и фарисеи от Христа. Если Христос — это Мессия, то Он должен сотворить знамение даже большее, чем те, что творил Моисей. Почему же Господь не отвечает на их ожидания, не творит чудеса и знамения, оставляет их ни с чем? Потому что Господь знал, что они в Него не верили, что Царство, которого они ожидали, было земным, и Мессия, которого они так чаяли, должен был быть освободителем Израиля от иностранной оккупации, а не человеком, который будет им возвещать о Небесном Царстве. А потому Он и сказал им те самые слова о знамениях, в том числе, о знамении пророка Ионы.

Этим Христос уже говорит о Своем грядущем Воскресении из мертвых, поскольку трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита воспринималось как указание, пророчество о будущем воскресении Христа Спасителя и Его трехдневном пребывании в недрах земли, Его схождении во ад.

В целом же Господь совершал знамения. В Евангелии от Иоанна неоднократно говорится об этом, причем именно о знамениях (в то время как евангелисты-синоптики пишут о чудесах). Апостол Иоанн пишет о знамении в Кане Галилейской, именует знамениями исцеление слепорожденного и исцеление расслабленного при Овчей купели.

И в нашей жизни, дорогие братья и сестры, тоже есть знамения и знаки, которые дает нам Господь и которые мы должны уметь прочитать, правильно понять и воспринять как руководство в деле нашего спасения.

Дай нам Бог разумения и помощи Божией в том, чтобы всегда видеть знаки Божии и правильно их воспринимать.