Литургия в день памяти мученика Иоанна Воина

.

12 августа, в день памяти мученика Иоанна Воина, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

По окончании наставления владыка обратился к верующим с наставлением:

– Среди нас, дорогие братья и сестры, часто слышны воздыхания и ропот на порочную систему, в которой находится человек, вынужденный делать то, что ему говорят, подчиняясь распоряжениям не совсем честным, не всегда ведущим ко благу. Но везде, в любой ситуации, есть возможность правильного выбора и честного выхода.

Пример такого подвига являет нам мученик Иоанн Воин, память которого сегодня отмечает Церковь. Этот человек жил в далеком от нас IV веке, служил в армии, и как раз в то время к власти пришел отступник от веры по имени Юлиан. Он вновь развернул гонения на христиан, пытаясь утвердить в Римской империи язычество.

Вместе с другими воинами Иоанн был вынужден идти и разыскивать христиан, но вместо того, чтобы гнать их и преследовать, он оказывал им помощь, помогал, укреплял в лишениях и скорбях. В итоге на него донесли, и он был брошен в темницу. Очевидно, его ждали бы страдания и мученическая кончина, но смерть Юлиана-отступника освободила мученика, и он был избавлен от тюрьмы. Иоанн Воин дожил до глубокой старости, всю свою последующую долгую жизнь, посвятив ее больным, немощным, страждущим, нуждающимся. Он так и скончался, проводя тихую, безмолвную жизнь во всяком благочестии и чистоте, как говорится в словах нашей молитвы.

Он был похоронен и забыт, но потом Господь открыл его имя, явив его гробницу, и мученик Иоанн Воин стал почитаемым святым, который помогает людям в скорбях, болезнях, тяжелых обстоятельствах.

Мы сегодня молимся ему, чтобы Господь избавил всех нас, наш город, наше Отечество от скорбных и трудных обстоятельств, ослабил тяготы.

У людей, знакомящихся с житием этого святого, может возникнуть вопрос – Как же так? Ведь он умер своей смертью, почему же он назван мучеником? Почему Церковь прославила его именно как мученика?.

Дело в том, что существует несоответствие нашего славянского слова «мученик» и аналогичного греческого слова. В нашем языке мученик часто воспринимается как человек, которого мучили. Греческий язык дает другое наполнение этому понятию, подразумевая под ним не пассивного человека, которого мучили, а свидетеля, человека, бросающего вызов своим гонителям, говорящего во Христе, исповедующего веру Христову. Вот это и есть мученичество, или свидетельство. И, конечно, Иоанн Воин был таким настоящим свидетелем. Он говорил о Христе, не боясь никаких мучений и страданий. А потому Церковь назвала его мучеником, по-гречески – свидетелем. И мы прославляем его как мученика, как свидетеля Божественной правды.

Дай Бог, чтобы он помогал нам на нашем жизненном пути, помогал избавляться от скорбей, трудностей. Но вместе с тем его пример является образом того, как везде, во всякой ситуации, даже когда человеку дан преступный приказ, нужно искать правильный и праведный выход из любой ситуации.