Литургия в день памяти святого Блаженного Василия, Московского чудотворца

.

Среди угодников Божиих, вспоминаемых Церковью 15 августа, есть имя святого, чей необычный подвиг земной жизни протекал в Москве, но стал известен всей России. Речь о святом Блаженном Василии, Московском чудотворце. В день его памяти митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Рязани. А о необычном подвиге святого Василия и о том, в чем можно ему подражать, владыка говорил в наставлении после службы:

– Всякий, кто когда-либо бывал в Москве, дорогие братья и сестры, или кто видел фотографии прекрасных московских храмов, знает о существовании храма Василия Блаженного. На самом деле главный престол этого храма освящен в честь праздника Покрова Божией Матери и его правильное название – Покровский собор. И хотя праздник Покрова – великое и любимое верующими торжество, в народе укоренилось другое именование этого храма, связанное с именем блаженного Василия. Почему же именно так воспринимает верующий народ этот красивый величественный храм, и почему настолько прочно образ блаженного Василия вошел в сознание русского человека?

Святой Василий похоронен за одним из приделов этого храма, и он действительно снискал глубокую народную симпатию. Это был избранный от Бога человек, чьи особые дары были явлены еще в детстве и отрочестве. Когда он был еще отроком, его отдали учиться сапожному мастерству. Однажды в лавку пришел купец и попросил сшить ему сапоги, да такие, чтобы несколько лет их не сносить. Мальчик сказал в ответ – не сносишь. А потом, когда купец ушел, сказал, что тот даже не наденет эти сапоги. Так и получилось – купец умер, даже не успев получить сделанный из заказ.

В 16 лет блаженный Василий встал на подвиг юродства Христа ради. Он ходил по городу босой зимой и летом, всем казался безумным. Но ведь юродивый – это и есть безумный, славянское слово «юродство» есть безумие. Только оно бывает разного рода. Бывает, человек становится безумным вследствие грехов своих родителей или из-за собственных грехов и страстей. Но безумие Христа ради – это особый подвиг, на который может решиться не всякий, но лишь тот, кто призван Богом к этому подвигу. Почему же нужны миру юродивые Христа ради? Да потому что и священники, и епископы не всегда могут сказать что-то человеку и обличить. А в наше время какие-то вещи кажутся и вовсе не политкорректными, так что никто их не озвучит. Но юродивый за личиной безумия может говорить и говорит все что угодно.

Мы помним, как царь Иоанн Грозный расправился с обличившим его митрополитом Филиппом, восприняв слова обличения как вызов себе и своей власти. И посмотрим на юродивых, которые обличали царя, в частности, на святого Василия. Однажды царь был в храме и получил обличение от блаженного, который сказал ему, что не видел правителя в храме. «Как же так», – возмутился грозный царь, – «Я был всю обедню!». «Нет, ты ходил на Воробьевых горах, смотрел свой новый дворец!», – ответил ему юродивый Василий, провидевший мысли царя.

Мы почитаем сегодня Василия Блаженного, этого обличителя безумия мира сего, который казался безумным для мира, но был мудрым у Бога. Подвиги юродства – крайне редкие, но если говорить о сегодняшнем состоянии мира, то мир настолько отдалился от Бога, что даже обычная христианская жизнь в глазах мирских людей кажется безумной. И люди порой действительно недоумевают, как можно жить по заповедям Христовым.

Вспоминаю рассказ одного человека, который пришел к врачу и там его вдруг спросили – «А давно Вы в Бога-то верите?» Неудивительно, что такие страсти порой гнездятся в душах современных людей, что обычная христианская жизнь по заповядям Христовым кажется людям безумием, и безумными представляются те люди, которые следуют заветам нашего Спасителя.

Блаженный Василий не стеснялся своего безумия, он ходил по Москве, у кого-то вызывая сочувствие и поддержку, у кого-то – усмешку (были и такие люди). Конечно, не надо стремиться к тому, чтобы взять на себя тяжелый и сложный подвиг юродства. Но будем же, дорогие братья и сестры, взирая на подвиги юродивых Христа ради, стараться не стыдиться своего имени и звания христианина. Будем жить так, так как нас учит Евангелие, слушать свою совесть, не взирая на страсти мира сего. И пусть мы будем безумными или полубезумными в глазах мира, самое главное, чтобы мы были мудры Божественной премудростью. Дай нам, Господи, Божественной премудрости и, по молитвам блаженного Василия, постоянного стремления к спасению нас и наших ближних.