Литургия в день праздника Преображения Господня

.

Преображение Господне... Хотя этот праздник приходится на строгий Успенский пост, само это торжество всегда радостное и светлое, и при этом оно имеет глубокое духовное и символическое значение. Первые свидетельства о церковном праздновании Преображения относятся еще к V столетию. На Руси этот день всегда глубоко почитался, и сегодня верующие, как и христиане прошлых веков, встречают торжество в храме.

В день праздника митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Преображенском храме в Канищево. Сегодня в этом старинном храме идет реставрация, и, можно сказать, он и сам изменяется, украшается и преображается.

По традиции в день празднования было совершено благословение плодов нового урожая. Но, конечно, эта добрая традиция не должна выходить на первый план, что порой происходит даже в наименовании праздника. Главное — преображение собственной души, к которому должен стремиться каждый верующий. Об этой и других темах, связанных с евангельским событием Преображения Спасителя, говорил владыка Марк в наставлении после богослужения:

— Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вместе с нашей Церковью отмечаем великий и славный праздник Преображения Господня. Это событие, описанное в разных Евангелиях, напоминает нам о необходимости устремлять свои взоры горе, вверх, но не в смысле физическом, к обычному небу, а к небу духовному.

Сам праздник Преображения говорит нам о необходимости изменения, указывает на то, что мы, люди, в качестве земных существ, живущих здесь, на земле, исполняем только часть нашего предназначения. Наше подлинное отечество — на Небесах. И Евангелие повествует нам о том, каким образом мы должны исполнять это свое предназначение.

Господь взял Своих избранных учеников, Петра, Иакова, Иоанна, и пошел с ними на гору помолиться. Сам путь восхождения является символом того, что нам нужно отрываться от земли, отходить от постоянной суеты, в которой мы пребываем, чтобы возвыситься над ней, посмотреть на наши повседневные заботы с высоты, с точки зрения вечности. И тогда нам станет ясней, на что нужно обратить внимание, а чего нужно сторониться. Так и Господь взошел вместе с учениками на гору, потрудился, увлекая их от земли. Взойдя на гору, Господь преобразился во время молитвы, и это Преображение оставило яркий след в сердцах учеников. Они были поражены тем, как вдруг изменился вид их Учителя, к которому они уже привыкли.

Да, они видели многие чудеса и знамения со стороны Спасителя, но сам образ Его блистающих одежд и лика не мог не поразить. Однако даже это изменение, преображение они восприняли исключительно в земных житейских категориях. И выражением этого стал голос Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть! Давай построим три кущи: одну тебе, одну Моисею и другую Илии». Этим он выразил голос обычного земного, даже можно сказать, земляного человека, который постоянно прилепляется к настоящему своему состоянию, комфорту, месту, людям, обстоятельствам, вещам и так далее.

Но послышался глас с неба — «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» И, наконец, самые важные слова: «Его послушайте». Отец дает ответ на устремления Петра остаться там, на горе, построив три кущи. Отец указывает, что нужно слушать Бога, Иисуса Христа, через которого мы сами можем достигнуть преображения и спастись.

Очень часто этот праздник утопает в нашем народном фольклоре. Мы порой говорим только о спелых плодах, яблоках и грушах, о счастье, благословении... Но смысл-то в том, что возвыситься от земли, измениться, оторваться от обыденности! И, конечно, в том, чтобы исполнить заповедь Небесного Отца, обращенную на Сына: «Его послушайте, что говорит Господь».

А Он говорит о том, что Ему вскоре предстоят страсти и Крест, те страшные события, от которых Петр также попытается удержать Спасителя. И наша задача, дорогие братья и сестры, состоит не только в том, чтобы, живя здесь, на земле, радоваться радостям этого мира и этой жизни. Мы также через посредство этого глубокого символического праздника призваны восходить от силы в силу, на высоту, чтобы стать ближе к Богу, чтобы видеть, что в нашей жизни более ценно и менее ценно, и, конечно, изменяться в соответствии с заповедями Спасителя. Ведь через Его заповеди лежит путь преображения, в их исполнении содержится ключ к жизни вечной.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы этот праздник оставил бы подлинный, правильный отклик в наших сердцах. Не просто радость о том, что созрели яблоки и мы можем вкушать плоды земли, но в отклике на смысл этого праздника, в нашем изменении по образу Преобразившегося Спасителя.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"

Фотограф - Петр Гевурян