Следуя по пути, указанному Христом. Литургия в Успенском соборе

.

24 августа, в один из продолжающихся дней попразднства Преображения Господня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Рязани.

По окончании богослужения владыка обратился с наставлением к верующим:

— В настоящие дни, дорогие братья и сестры, мы продолжаем праздновать славный и великий праздник Преображения Господня. У неискушенного читателя Евангелия может появиться представление, что Господь преобразился, как можно подумать — обрел некую силу и просиял лучами Божества, то есть получил то, чем не был. Но сегодня мы слышали также Евангелие от Марка с повествованием о событии Крещения Господа Иисуса Христа. В нем говорилось о том, что Господь, придя на Иордан, крестился от Иоанна и получил свидетельство от Отца — «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

А затем Дух повел Господа в пустыню. Пустыня в течение многих веков воспринималась как особое, проклятое место, где нет жизни, где царствует лукавый. Как же евангелист Марк повествует о пребывании Христа в пустыне? Он говорит, что диавол искушал Его, и Он был со зверями, и ангелы служили Ему. То есть в кратких словах евангелиста Марка описывается некий образ Рая, через который проходит Господь.

Первый человек, сотворенный и помещенный в Раю, не вынес искушения диавола. Находясь в таком состоянии, тоже в мире с окружающей средой, со зверями, он не выдержал искушения диавола и нарушил Божие повеление. Евангелист Марк, повествуя о Христе Спасителе и о Его пребывании в пустыне, по сути дела, имеет в виду испытание первого человека. Только в отличие от Адама, Господь это искушение вынес, а потому мы говорим, что Господь безгрешен. Он не сотворил греха и показал человечеству путь, которым нужно идти, который был открыт и для первого человека. Но тот, увы, соблазнился, искусился предложением диавола и отпал от Рая.

Господь преобразился перед Своими учениками, показывая Свою славу и приглашая каждого из нас следовать за Собой. Первый человек не вынес испытания в Раю змием, но Господь всякий раз приглашает нас последовать за Собой. Мы говорим о том, что в мире действует Промысл Божий, то есть человека, как бы он не падал, Господь из любой точки пытается вновь и вновь воздвигнуть, преобразить, изменить его мрачное житие и вновь направить по пути в Царство Небесное.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, помнить и понимать историю спасения человеческого рода, историю, которая связана со спасением каждого из нас. Важно помнить об этом, не погружаться чрезмерно в наши житейские дела, понимая, что наша цель находится за пределами земной жизни. Дай Бог всем нам славного преображения и следования за Христом в Его Небесное Царство.