Литургия в день памяти преподобного Савватия Соловецкого

.

10 октября митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.
Наставление после богослужения архипастырь посвятил подвигу одного из святых, вспоминаемых Церковью в этот день — преподобного Савватия Соловецкого:

— Одной из особенностей человеческой души является стремление к самоуспокоению. Даже пережив какие-то трудности в жизни, люди тут же пытаются все пережитые невзгоды и проблемы переложить на своих ближних. На этом, например, основана система неуставных взаимоотношений в армии — когда человек прошел через какие-то испытания и считает, что через подобное должны пройти и остальные, а он имеет право отдыхать и почивать на лаврах.

Но это касается не только людей светских. Вспоминаю человека, облеченного духовным саном, говорившего, что сначала человек трудится, подвизается, а потом постепенно ослабевает и уже должен себя начинать жалеть и уменьшать труды, поскольку наступает время его не только физической, но и духовной немощи.

Порой мы видим что-то подобное и в житиях наших святых, когда человек, подвизавшийся строго, положив в жертву Богу свои силы и здоровье, потом вынужден довольствоваться уже менее строгими подвигами. И совсем другую картину мы видим в житии преподобного Савватия Соловецкого, память которого сегодня отмечаем.

Еще молодым человеком будущий святой ушел в монастырь — Кирилло-Белозерскую обитель, которая расположена в широтах с достаточно суровым и холодным климатом — в Вологодском крае. Там он усердно подвизался, служа Богу, и постепенно приобрел любовь, уважение братии, паломников, всех тех людей, которые приходили в обитель в поисках духовной помощи и поддержки. Со временем, однако, его стала тяготить атмосфера монастыря, в частности, почитание со стороны братии и паломников. Он видел, что это лишает его подвига, и решил уйти, казалось бы, с насиженного места.

Насколько отличается взгляд на жизнь у других людей! Ведь мы, если вдруг кого-то из нас переводят куда-то, с одного рабочего участка на другой, чаще всего скорбим, сетуем, что на прежнем месте все уже было налажено. А преподобный, наоборот, увидев духовную опасность, решает сам уйти из того места, где все, казалось бы, было благополучно. Куда же?

Услышав, что на Ладожском озере есть остров Валаам, где можно подвизаться, он ушел туда, но даже ту обстановку счел недостаточно строгой и суровой. Подвижник потом узнал, что в Белом море есть одинокий остров, где жизнь еще тяжелее, и решил отправиться туда. А ведь место, куда он отправился, Соловецкий архипелаг, находится за чертой полярного круга! Это путешествие заняло немало времени. По пути он встретил еще одного подвижника, Германа, вместе с которым добрался до острова. Когда же его спрашивали — «Старче, как же ты там будешь жить, чем будешь питаться?» — он, уже убеленный сединами, надеясь на Бога, отвечал: «Господь нам поможет».

И его надежда не была посрамлена. По достижении острова он там жил, трудился и подвизался. Вот таким было стремление преподобного Савватия — не оставаться там, где хорошо, а идти туда, где хуже, стремиться туда, где труднее. Поистине поразительное христианское дерзновение!

А кто из нас ищет подобного? Это касается и сферы нашего быта, наших трудов и духовных... Мы, наоборот, стремимся туда, где тепло, легко, сытно и удобно, где нас знают и уважают, где могут помочь. А его устремления был направлены в другую сторону — туда, где сложнее и голоднее. Он стремился сделать свою жизнь более суровой и тяжелой.

Конечно, этот подвиг является особенным. Но сам вектор его движения должен нас заставить задуматься о том, всегда ли мы правы, стремясь выбрать самое легкое из двух или трех вариантов. А может быть, порой для нас лучшим был бы выбор в пользу варианта, который сулит более сложную жизнь? Именно так думал и преподобный Савватий, вдохновляясь подвигом Христа Спасителя, постепенно восходившего к Голгофе.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы примеры наших подвижников вдохновляли нас, по крайней мере, размышлять и думать о том, каковы должны быть пути нашей жизни, выбирать не всегда все самое легкое, простое и сытое, или же, по крайней мере, не гнушаться и не роптать, когда Бог посылает нам какие-то сложные моменты и пути в нашей жизни.