Литургия в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, 15 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В чем состоит темная суть языческих культов, и почему человек, добровольно отдающий себя во власть языческих воззрений, подвергается опасности? Об этом, вспоминая Евангельское чтения дня, говорил архипастырь в наставлении после службы:

– В нашей культуре, дорогие братья и сестры, существует пословица: «Хорошо там, где нас нет». Однако эта пословица справедлива в отношении не только места, но и других явлений, в том числе, и времени. Вот, например, сейчас, в наше время, в нашем народе, который некогда был христианским, мы порой слышим высказывания о том, что религия, которая была до обращения нашего народа к христианству, была доброй, хорошей, исконной для нашего народа. Люди, которые говорят так, будучи воспитанными в христианской среде и культуре, не понимают смрад древнего язычества.

Атмосферу языческого культа можно понять, познакомившись с плодами существовавшей тогда культуры, всем тем, что было характерно для языческой среды. Мы видим, как относились язычники к своим богам, идолам, как это было тяжело и сколько тогда было жестокости. Во времена язычества люди говорили, что все полно духов, и в нашем народе воспринимали мир в таком же ключе – у людей бытовали представления о том, что в доме есть домовой, в лесу обитает леший, словом, все наполнено разного рода духами.

Нам порой кажется, что все это фантазии древнего человека, что не было никаких духов, просто люди воображали, одушевляя леса, поля, дома. Но история веры говорит нам о другом – о том, что действительно под образом духов часто скрывались демоны. Об этом свидетельствуют наши древние святые, об этом же – и наше сегодняшнее Евангелие.

Мы слышали повествование евангелиста Луки о том, как Господь исцелил бесноватого человека. Бесноватый, точнее, бес, который был внутри этого человека, знал, кто пришел к нему. Увидев Иисуса Христа, бес– а не человек – вскричал: «Знаю Тебя, кто Ты, Сын Божий! Не мучь меня!»

Этот бес был властелином того человека, он подавлял все проявления его жизни. Соплеменники воспринимали этого несчастного как безумного. Он жил в пещерах, в которых хоронили умерших, и обладал такой диавольской силой, что даже если его сковывали тяжелыми крепкими кандалами, он их разрывал.

Но пришел Иисус Христос, и темному веку пришел конец. Евангелисты, особенно синоптики, много говорят об исцелении Христом бесноватого. В этом есть некий символ – пришествие Спасителя связано с падением власти темных сил. Господь, придя на землю, подписывает им окончательный приговор. Однако в даже в наше время, когда открываются храмы, когда нам доступны христианские книги, Евангелие, мы порой слышим вопросы – «а может быть, сходить к «бабушке», может, испытать на себе силу заговора, если врачи не помогают?» и так далее.

Люди не понимают, куда они идут. Сегодня мы слышали об исцелении, в котором во всей отвратительной ясности показывалась сила темных духов, говорилось о том, что бесы настолько могут поработить человека, что он лишается разума, достоинства, становится просто игрушкой темных сил. И мы, когда думаем о чем-то подобном, о каких-то иных силах, не понимаем, с чем мы связываемся. Господь дает нам все исцеления, защищает от действия темных сил. И Он ждет от нас только одного – веры и верности. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, оставаться всегда под оградой Всевышнего, никогда не искушаться тем, что какая-то другая сила нам может помочь в той или иной ситуации. У нас есть сила Божия, а значит, есть все. С нами Бог!

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"