В Александро-Невском храме Рязани почтили память благоверного князя Александра

.

Благоверный князь Александр Невский — святой, отличавшийся при жизни многими дарованиями, известный любому жителю нашей страны. В одном из крупных спальных районов Рязани, Дашково-Песочне, в начале 2000-х появился приход, где ныне возвышается величественный храм, освященный в честь благоверного князя Александра. В день престольного праздника, 6 декабря, литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В XIII веке на Руси царило трудное время. С востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. Среди сгущавшихся туч ярким лучом, рассеивающим мглу, становится появление великого воина-молитвенника, подвижника, дипломата, полководца и правителя, великого князя Александра Невского. В тяжелый час испытаний он продолжал твердо держаться своих убеждений о том, что настоящим оплотом сохранения Руси является православная вера.

Об этом, а также о смысле Евангельского чтения дня, говорил митрополит Марк по окончании богослужения:

— У человека есть такое свойство: когда мы читаем какую-либо художественную книгу или смотрим фильм, мы переживаем за героя. Кому-то из персонажей мы сочувствуем, кого-то, наоборот, осуждаем, считая его чуждым нашему сердцу, не симпатичным.

Подобное отношение мы испытываем и читая евангельские притчи, повествования, говоря сами в себе, близок нам тот или иной образ, или нет. Однако очень часто мы идеализируем свое отношение к тому или иному герою.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали повествование о человеке, которого Господь назвал безумным. Что же он сделал? Он разбогател, поскольку получил хороший урожай зерна, решил построить новые, более просторные житницы и думал о том, что эти земные блага дадут ему возможность много лет безбедно существовать, не думая о завтрашнем дне. Но Господь вынес ему приговор. Он сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Господь тем самым выносит приговор и предупреждает о заблуждении всякого человека, который тешит себя иллюзией, что настанет момент, когда он сможет жить спокойно, и материальные блага будут служить ему гарантией безбедного, тихого, мирного и спокойного существования.

Нам кажется, что этот человек из притчи слеп и глуп, но ведь он — словно наше зеркало, только вот мы себя не узнаем в отражении. Посмотрим каждым в свою душу. Ведь часто мы оказывались в подобной ситуации, когда думали о приобретении того или иного предмета, благ, тешили себя мыслью о том, что вот сейчас у нас есть материальные ресурсы, появилась новая квартира, машина или что-то еще, и мы можем спокойно безбедно существовать.

Мы постоянно, как этот богач, наступаем на старые грабли. И примеров, подобных этой притче, множество вокруг нас. Однажды мне довелось слышать историю жизни одного человека, который недавно отошел ко Господу. Он был руководителем одного из предприятий, имел весьма солидную зарплату, и как-то сказал своим сотрудникам — я, наверное, поработаю здесь еще лет десять, а потом, заработав денег, уеду и буду спокойно жить и отдыхать. Ведь врачи мне сказали, что жить мне еще лет 35... Но случилась болезнь, и человек сгорел за считанные дни. Не помогли ни деньги, ни дорогостоящие лекарства. Вмиг все земные богатства обесценились и стали не нужны.

Конечно, мы должны относиться к сегодняшней притче с рассуждением и понимать ее правильно. Господь не просто богатство и не само богатство осуждает. Земные блага были есть и будут, они лишь инструмент для совершения либо злых и греховных, либо хороших дел. Сами по себе они отрицательной ценности не имеют. Греховно наше стремление к расслаблению, когда мы начинаем лелеять мысль о времени, когда можно будет служить только своему телу, жить, не думая о трудах, о том, как заработать хлеб насущный.

Это состояние духовного расслабления, которое свойственно многим людям и нашему народу тоже. Мы помним знаменитый сюжет об Обломове, ленивом человеке, который не хотел трудиться. Но в нашей истории есть и другие примеры — молитвы, подвига, служения нашему народу. И таким ярким примером является благоверный князь Александр Невский, память которого мы сегодня отмечаем.

Мы прославляем его память, вспоминаем его имя, подвиги. Воин, дипломат, руководитель — и все это один человек. Но что помогало ему, что было стержнем, залогом его побед и успехов? Вера Христова, твердая и несомненная! А также убеждение, что самое главное — это душа человека и наша православная вера. В то время ему предлагали союз с западными державами, предлагали принять западную католическую традицию, но он предпочел скорее сближение с восточными недругами и оккупантами, чем измену православной вере.

Он понимал, что вера — это главное, что нужно сохранить, Если у русского человека будет его православная вера, то народ наш будет жить и восстанет, и внешнее порабощение будет лишь временным. Самое главное, чтобы у человека была вера, тогда он рано или поздно воспрянет, воскреснет. И эти мысли, планы великого князя действительно претворились в жизнь.

Мы сегодня прославляем его память, молимся ему. В наше время нам как никогда нужны крепкие воины Христовы. Мы видим всеобщее расслабление, порабощение людей, начиная с самых маленьких и заканчивая людьми зрелого возраста, которые порабощены страстям, мелким, повседневным и низменным... Нам нужны воины Христовы, чтобы пробудить наш народ, чтобы он очнулся от спячки, от того состояния, которое как раз описывалось в сегодняшнем Евангелии — «Ешь, пей, веселись!»

А ведь это является идеалом большого количества наших граждан. Нет! Подвиг, молитва и вера — только в этом спасение, и пусть пример великого князя Александра Невского будет ориентиром не только для нас, но и для всех тех, кто имеет веру в сердце, тех, кто называет себя православным русским человеком.

* * *

Рязанский храм, посвященный благоверному князю Александру, последние месяцы реставрировался. Укреплялась основа пола, был возведен иконостас — его изготавливали в Рязани. Часть икон для него написана, часть продолжает создаваться в иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Прихожане Александро-Невского храма Рязани верят, что благополучно пройдет череда нынешних забот и трудов, и их храм будет встречать всех входящих той красотой, которая, как сказал владыка, служит отражением Неба на земле.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"

*   *   *