Не быть лицемерами. Литургия в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

.

13 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, апостола Андрея Первозванного, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

«Острой ситуации», сложившейся в одну из суббот в синагоге в дни земной жизни Спасителя и описанной в Евангельском чтении этого дня, владыка посвятил наставление после службы:

— Содержанием сегодняшнего Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, является описание конфликта. На самом деле это несколько непривычно для нашего представления. Мы чаще всего слышим о том, как Господь исцелял, призывал к делам любви и милосердия. А тут сталкиваемся с описанием конфликта, который возник в синагоге. В синагогах евреи собирались, согласно обычаю, по субботам, чтобы почитать Священное Писание, помолиться и порассуждать о значении слова Божия, тех или иных его наставлений.

Господь же в этот день увидел болящую женщину и исцелил ее. Это вызывало страшное негодование начальника синагоги. Он считал, что нужно, прежде всего, хранить святость седьмого дня, то есть субботы. Суббота по-еврейски буквально означает «покой». Все то, что связано с темой творчества, должно быть исключено из этого дня. И потому начальник синагоги возроптал на Христа и эту женщину. Он сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний».

Господь в ответ на эти слова обличил его и назвал его лицемером. Кто такие лицемеры? Лицемер — термин из мира древнего театра, в котором люди играли разных героев, надевали маски то доброго, то злого человека, то есть в зависимости от роли человек надевал определенную маску и играл определенную роль. Поэтому под лицемером подразумевается человек беспринципный, в одной ситуации говорящий одно, а в другой — совершенно другое.

И Господь приводит основание для Своего обличения. Он говорит: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?». Мы не так много знаем о том, как обходили заповедь о субботе в древнем Израиле. Но мы достаточно знаем о том, как иудеи делают это сегодня. Вспоминаю случай, произошедший со мной, когда я нес служение в Святой Земле. Один ученик, вместе со мной изучавший иврит, рассказывал, как в субботу (а он жил у религиозных родителей своей жены) хотелось пить чай, и родители жены, сами религиозные иудеи, говорили: «Алексей, не хочешь ли попить чаю?» Он, конечно, ставил чайник, и все пили чай. Людям религиозным нельзя было самим включать чайник, потому что это — работа, а все то, что связано с работой, запрещено в субботу. Если же кто-то другой потрудится, то пользоваться плодами этой работы можно.

В Израиле сейчас также, например, существует так называемая «шаббатная печь». В субботу пищу готовить нельзя, но можно заранее приготовить ее, поставить в такую шаббатную печь, и пища будет теплой в любой момент, когда желающий захочет полакомиться. Есть еще «шаббатный лифт», который автоматически останавливается на каждом этаже, так что человеку не нужно нажимать на кнопки. Это примеры того, как обходят субботу сейчас.

Наверняка подобное было и во времена Христа. А потому Господь и обличает Своего оппонента, называя его лицемером. Ничто не может и не должен оторвать нас от совершения добрых и благих дел — вот мысль Христа, которую Он отстаивает.

Но не нужно думать, дорогие братья и сестры, что только лишь современники Христа, Его оппоненты, иудеи, заслуживают осуждения со стороны Спасителя. А что творят христиане? Для нас Воскресный день — тоже день покоя, день Господень. Церковь призывает нас, конечно, относиться к этому духовно, но что делают современные христиане? Об этом лучше умолчать. Но и так всем понятно, что святость Воскресного дня, дня Господня, люди не хранят или хранят плохо.

А бывает и так, что мы под предлогом благочестивых соображений, дел и забот нарушаем заповедь о любви. Нужно, например, утешить своего ближнего, а мы отвращаемся, указывая на желание поупражняться в тишине и сосредоточении в день Воскресный. Или, например, нужно помочь больному, а мы говорим, что нам нужно пойти помолиться. Помощь ближнему является частью нашего христианского долга, которого мы, получается, избегаем. И примеров таких множество.

Господь через обличение, о котором мы сегодня слышали, обличает и нас, дорогие братья и сестры, либо за нашу леность и непочитание праздников, либо за наше формальное исполнение заповедей христианства. Мы часто всего лишь делаем вид, что исполняем заповеди Божии, а на самом деле поступаем так, как нам удобно, выгодно и приятно.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, смотреть правдиво в свою душу, не лицемерить, не надевать в одной ситуации маску добропорядочного человека, а в другой — показывать оскал зубов. Будем стараться иметь всегда одно лицо — христианское, лицо доброго, мирного человека, всегда готового прийти на помощь ближнему.

* * *

Митрополит Марк также напомнил о том, как произошло призвание первого из апостолов, Андрея, чествуемого Церковью в этот день, поздравил клирика собора диакона Андрея Викулова и всех других, носящих имя Андрей, а также других верующих, с днем памяти апостола, который, по преданию, благословил нашу Русскую землю, посетив ее южные пределы.