Литургия в Неделю святых праотец в Христорождественском соборе

.

В Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В наставлении владыка обратил внимание верующих на слова притчи Спасителя, которая звучала в этот день за богослужением, и пояснил ее значение для современных христиан:

— Наверное, все, особенно хозяйки, на протяжении своей жизни попадали в такую ситуацию: приглашаете домой гостей, стол накрыт, лежат румяные пироги, дымится суп в кастрюле в ожидании гостей, а они по тем или иным причинам вдруг отказываются прийти. Это может быть один человек или двое, а может, и больше. И какими бы ни были уважительные причины неявки гостей, на душе у хозяйки все равно останется горький осадок. Ведь столько положено сил, трудов, хлопот и стараний, а результата нет! И придется справляться со всей этой едой без гостей.

Вот такую житейскую ситуацию использует наш Спаситель в притче, которую Он рассказал Своим современникам и которую мы сегодня слышали. В ней говорится о царе, пригласившем всех на званый ужин. Именно ужин, потому что на Востоке главная еда — вечерняя. Днем, когда в Палестине палит солнце, есть не так хочется. А вот вечером, когда оно садится, просыпается аппетит, поэтому на Востоке даже и сейчас, и в Палестине, и в Греции, люди самые вкусные званые трапезы устраивают именно вечером.

Царь из притчи созвал много гостей, а не одного, не двух человек, как мы обычно делаем. Однако каждый из них отказался от участие в трапезе под каким-то серьезным или надуманным предлогом. Мы знаем из истории нашей страны и всего мира, как воспринимали отказ цари — это было оскорблением для них. И чем выше был статус приглашающего, тем более сильным оскорблением являлся отказ.

В итоге, как говорит Господь, никого из тех званых, приглашенных на праздничный ужин, не оказалось за столом. И впоследствии звучат слова: «много званых и мало избранных». Это о том, что никто из тех званых не был достоен трапезы. Эти слова были написаны евангелистом Лукой уже после того, как был разрушен Иерусалим, в полном понимании того, что современники Христа, жители Иудеи, слышавшие слова проповеди Спасителя, действительно не были удостоены участия в трапезе Господней.

Кто же входит в это малое число избранных? Мы в большей степени почитаем святых Нового Завета, но сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, почитаем святых Ветхозаветной Церкви, и среди них — праотцев. Сегодня именно их праздник. Мы поминаем всех тех, кто угодил Богу до пришествия в мир Спасителя. Среди них и праведный Ной, который на протяжении всей своей жизни строил ковчег и подвергался насмешкам своих современников, и другие праведные люди — Авель, и Сим, и все те, кто были до и после Ноя, тот небольшой остаток, который остался верным Богу.

Но история продолжается, дорогие братья и сестры, и горькие слова, сказанные о Древнем Израиле, сбываются теперь и на нас. Посмотрите, сколько нас в храмах, сколько людей молится Богу! Да, сейчас некоторые боятся болезни и поэтому не приходят в Дом Божий. Но для кого-то это основание, а для кого-то предлог, а кто-то и в обычное время не приходил в храм, считая, что Бог должен быть в душе, а молиться, каяться и причащаться необязательно. Тем самым мы наносим оскорбление Царю, Богу, который отдал за нас Свою жизнь.

Одно дело, когда хозяйка готовит то, что есть, обычную пищу. И другое, когда она все свои силы или последние деньги тратит на угощение, а гости не приходят. Трапеза Господня — а это каждая литургия — это гораздо больше, чем купленные на последние деньги лакомства! Господь отдает в пищу Себя, Свое Тело и Кровь, чтобы мы не просто угостились, но вновь приобщились к Источнику жизни. А мы это приглашение часто считаем неважным, пренебрегаем им, не ходим на Трапезу Господню, отказываемся от того угощения, которое нам предлагает Господь, от Его Святых Таин.

И, конечно, это — страшное оскорбление, которое мы наносим Богу. Дай Бог, чтобы мы понимали серьезность ситуации, понимали тяжесть того оскорбления, которое мы приносим Господу, пренебрегая Его приглашением. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда откликаться на призыв Спасителя, дай Бог, чтобы приглашающий нас Господь всегда встречал бы отклик в нашем сердце и чтобы мы не оставались равнодушными к приглашению на трапезу жизни, получаемому нами постоянно со стороны Вседержителя и Спасителя мира.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"