Литургия в Неделю перед Рождеством

.

3 января в 2021 году — последний Воскресный день перед Рождеством Христовым, и посвящен он воспоминанию всех святых сродников Иисуса Христа. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в этот день возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Верующие за богослужением слушали родословную Спасителя. Зачем евангелист Матфей приводит ее и почему она важна не только для его современников-евреев, но и для всех современных христиан? Ответам на эти вопросы было посвящено архипастырское наставление в этот Воскресный день:

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали Евангелие с длинным перечислением имен. Это перечисление для нас порой кажется утомительным и немного странным. Книга родства... Для чего вообще евангелисты приводят ее?

Чтобы понять, почему этот список имен появился именно в Евангелии от Матфея, нужно задать себе вопрос о том, кому и с какой целью был написан этот текст. Апостол Матфей адресовал свое благовестие евреям, соплеменникам, чтобы они все-таки убедились, что Иисус Христос и есть тот самый Мессия, которого на протяжении многих лет ждали евреи, о котором говорили пророки. И родословная Иисуса Христоса является как раз одним из тех примеров, которые должны были показать, что Он и есть Мессия.

Начинается эта родословная со слов «Книга родства». Родство, конечно, слово близкое и понятное, но оно не совсем проясняет суть вопроса. В дошедшем до нас греческом тексте стоят слова «библос генесеос» (βίβλος γενέσεως). О чем это нам говорит? Наверное, многие из вас слышали слово «генезис». Оно употребляется в науке, однако для читателей и слушателей Евангелия это слово означало более, чем просто греческий научный термин. Дело в том, что таким образом называлась книга Бытия в греческом переводе. Она называлась слово «генезис», «происхождение». Происхождение неба и земли — вот о чем говорится в первой книге «Бытие» и о чем повествует Моисей. И то, что апостол Матфей начинает свое Евангелие со слова «генезис», должно было напоминать древним евреям о первой книге Моисеева закона, той, которую мы называем книгой Бытия. А затем у евангелиста следует длинное перечисление имен. Удивительно, что в списке приводятся, главным образом, имена мужские. Это особенность того времени, когда женщина воспринималась как нечто подчиненное, вторичное, не имеющее большого значения. Мы помним, что и в Евангелиях есть отражение подобного взгляда. Когда речь идет о насыщении большого количества людей хлебами и рыбой, апостолы говорят, что было такое-то количество людей, не считая женщин и детей. А потому и родословная, приводимая евангелистом Матфеем, практически чисто мужская.

Этот длинный список имеет некую логику. Очевидно, как говорят толковники, исследователи Библии, какие-то имена были пропущены, но евангелист Матфей подгоняет все под одну схему: четырнадцать родов вначале, затем снова четырнадцать родов и потом еще раз четырнадцать. Почему ему важно было указать именно это число?
Мы знаем, что для верующего человека нет места случайностям. И это число тоже имеет значение. Во-первых, это семь, умноженное на два. А семь – священное число. Мы сразу вспоминаем семь Таинств, семь дней творения, но смысл не только в этом. Число четырнадцать имеет другой смысл. Те люди, которые знают церковно-славянский язык, наверное, помнят, что в нем каждая буква имеет значение не только значение звука, но и числа. И во многих старых книгах страницы нумеруются не арабскими числами, к которым мы сейчас привыкли, а буквами, обозначающими цифры.

Какой же смысл имеет число четырнадцать? Дело в том, что четырнадцать — это число и слово «Давид». А смысл этой родословной в том, чтобы показать, что Иисус Христос является потомком Авраама и потомком Давида. Но если все евреи являются потомками Авраама, то не все из них относятся к роду Давидову.

Давид — пастух, который стал царем, великим святым, вождем еврейского народа. А потому в древних пророчествах многократно говорилось о том, что Мессия будет сыном, то есть потомком царя Давида. И потому имя «Давид» имело особое звучание, особый Мессианский смысл в библейской истории. Неслучайно порой к Христу обращались так: «Сын Давидов, помилуй нас!». Говоря так, люди признавали за Христом достоинство Мессии, обещанного еврейскому народу.

Так вот, три раза по четырнадцать означает для вдумчивого человека и того, кто знает еврейский язык, слова: «Давид, Давид, Давид!». И, наконец, эта родословная заканчивается Иосифом. Слушатель, наверно, задастся вопросом: почему упоминается Иосиф, если он был всего лишь Обручником, а не полноценным мужем Марии. Они лишь обручились, и он был хранителем ее девства. Какое же отношение он имеет к Иисусу Христу? Ведь он не является, как бы мы сейчас сказали, биологическим отцом Христа. Но представление современного человека отличается от представления людей в древнем Израиле. Для древнего человека биологическое отцовство не имело большого значения. Самым главным был вопрос признания кого-либо своим сыном. Если мужчина говорил: «Это мой сын», то он и был законным отцом этого ребенка. Поскольку Иосиф Обручник был обручен Деве Марии, то он воспринимался как законный отец Иисуса Христа для древних евреев.

Все это было написано евангелистом Матфеем для того, чтобы убедить своих современников и соплеменников в том, что Иисус Христос и есть обещанный людям Мессия. Конечно, может быть, для нас это перечисление не имеет такого значения, ведь мы и без этих имен верим, что Иисус есть Христос, Помазанник Божий, что Он — Единородный и Единосущный Сын Божий.

Тем не менее, это повествование является документом, священным текстом, вдохновленным Богом. Это было нужно, чтобы показать людям, не только древним, но и нам с вами, что Иисус Христос – и есть Мессия, обещанный древними пророками. И все то, что потом с Ним произошло, вся Его земная жизнь, все Его служение, включая искупительную смерть, все это было исполнением древних пророчеств.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы люди читали это и веровали. Мы знаем, что большинство современников Иисуса Христа не приняли Мессию. И это стало настоящей трагедией для народа Израиля. Дай Бог, чтобы наш народ, возникший в своем единстве вследствие веры Христовой, приходил к вере, воспринимал Христа как Спасителя мира от греха, проклятия и смерти. С праздником, дорогие братья и сестры!