Рождество Христово в Евангелиях. Литургия в день Собора Пресвятой Богородицы

.

8 января, в день попразднства Рождества Христова, Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани.

О событии Рождества вновь и вновь напоминают песнопения и чтения, звучащие на богослужении. Все ли евангелисты одинаково описывают это великое событие? И если нет, то почему? Раскрывая такую тему в наставлении, митрополит Марк призвал верующих задуматься, какой урок преподносят верующим и сами повествования, и их особенности:

— Вот мы с вами и дожили, дорогие братья и сестры, до радостного и спасительного праздника Рождества Христова. Господь сподобил нас поклониться образу Рождающегося Спасителя.

Мы читаем повествование о рождении Спасителя в Евангелиях. Они, как и другие книги, называемые Божественным Откровением, были написаны, как говорит Церковь, по Божественному вдохновению. Но при этом каждое Евангелие сохраняет черты человеческого восприятия реальности. Каким же образом описывают евангелисты рождение Спасителя мира?

Мы видим два повествования об этом событии — в Евангелиях от Матфея и Луки. Чему же они нас учат?

Евангелист Лука описывает рождение Спасителя как радостное и долгожданное для всего мира событие. Он говорит также, что оно свершилось во время правления кесаря Августа, вписывая, таким образом, рождение Иисуса Христа в контекст мировой истории, говоря о нем, как о событии мирового масштаба. Ведь в то время древняя Палестина была всего лишь провинцией Римской империи, оккупированной территорией. И, конечно, события, которые там происходили, не имели большой ценности в глазах римлян. Но иначе воспринимает все это евангелист и все верующие христиане! Святой Лука наполняет повествование о рождении Спасителя различными красками радости, рассказывая, как волхвы пришли поклониться Христу Спасителю, как пастухи услышали пение ангелов и тоже пошли поклониться Царю всей Вселенной.

По-иному представлено рождение Спасителя у евангелиста Матфея. С одной стороны, мы читаем о волхвах, пришедших с Востока, пастухах, ангельском славословии — кажется, все почти также, но есть важная особенность. Евангелист Матфей описывает гнев Ирода, который, услышав о том, что где-то рядом, в Вифлееме, родился Царь мира, устраивает на Него гонение и убивает младенцев мужского пола, после того как не смогли опознать того, кого называют будущим Царем мира. И

Господь родился, и сразу же был вынужден скрываться. Иосифу Обручнику вместе Девой Марией пришлось отправиться в Египет. Таким образом Мессия, Царь Израилев, начиная с первых дней Своего рождения, воплощения на земле, был отвергнут Своим народом и стал изгнанником. Эту горькую правду мы читаем в Евангелии от Матфея, который сам происходил из еврейского народа и писал евреям, чтобы они уверовали во Христа, как в Мессию.

О чем же нам говорит это повествование? Какое наставление оно нам дает? Мы ведь, дорогие братья и сестры, тоже по-разному воспринимаем это событие. Для кого-то Рождество Христово — это просто повод посидеть за обильной трапезой, для кого-то — просто радостный праздник, для кого-то — возможность поблагодарить Бога за спасение, дарованное нам с пришествием в мир Спасителя. Но ведь есть и иное восприятие Христа Спасителя. Мы помним тяжелые богоборческие времена в эпоху Советского Союза, когда люди боролись с Богом, пытались вытравить из сознания русских людей истину о существовании Мессии. Это все было и будет до тех пор, пока будет существовать наш мир. Мы видим, как порой люди злобствуют, как не только не понимают Божественных постановлений, но и ведут себя подчеркнуто вызывающе по отношению ко Христу, Евангелию, вере в Спасителя. Поэтому нет ничего нового на земле. Мы же, дорогие братья и сестры, будем учиться на этих уроках, которые нам преподносит история. Дай Бог, чтобы наше восприятие рождения Богомладенца Христа было таким, каким оно было у первых христиан, каким оно было в восприятии простых пастушков и мудрых волхвов с Востока.

Возрадуемся же! Спаситель пришел к нам, Господь послал Своего Сына, чтобы избавить человечество, причем не только от первородного греха, но и тех бед, скорбей и невзгод, которые нам посылает Господь, которыми нам Он попускает искуситься. Будем помнить, что Спаситель спасает нас не только от греха, проклятия и смерти в смысле глобальном, но и от конкретных опасностей, бед и скорбей, угрожающих нам. И в нынешнее страшное непростое время будем особенно помнить об этом, молиться Богу и уповать на нашего Спасителя!