Архиерейское богослужение в Свято-Троицком монастыре Рязани в Субботу перед Богоявлением

.

16 января митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Свято-Троицком монастыре Рязани. В свете предпразднства грядущего торжества, Богоявления Господня, владыка посвятил наставление после богослужения этому событию и смыслу слов, обращенных Иоанном Предтечей к книжникам и фарисеям:

— Вот и приближается уже праздник Крещения Господня. Скоро наша Церковь будет петь песнопения, посвященные Богоявлению Господню, и освящать воду. Для большинства из нас праздник Богоявления — это праздник радости, ведь мы освящаем воду, которая служит для освящения наших телес, для благословения наших жилищ и освящения всей нашей жизни. Как правило, люди, отмечая праздник Крещения Господня, погружаются в воду и преисполняются радости.

А между тем не лишним было бы вспомнить, откуда и с какой целью совершалось ветхозаветное Крещение, которое принял и наш Господь. Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, он говорил о будущем суде, а потому Крещение, Погружение в воду он совершал как знамение грядущего Божиего Суда над человечеством.

Люди тогда порой считали, что Господь будет судить людей по-разному. В частности, так думали книжники и фарисеи, полагавшие, что они, в отличие от многочисленных язычников, принадлежат к народу, который был избран Самим Господом из среды других народов и которому Он являет Свое покровительство на протяжении истории. Они считали, что Господь будет судить сурово язычников, а к ним же отнесется благосклонно. К тому же они были уверены, что в точности исполняют все правила, повеления закона, приносят в храм жертвы, совершают посты, молятся и так далее. И они думали, что для них Суд будет благим, милостивым, совершенно особым.

Каково же было их удивление, когда Иоанн Предтеча обратился к ним с такими жесткими словами — «Порождения ехидны!» Может быть, мы, часто читая эти слова, к ним уже привыкли, но на самом деле это очень жесткое выражение. «Ах вы, змееныши!» Фактически, так говорил Иоанн Предтеча, обращаясь к людям, пришедшим к нему для Крещения, и, прежде всего, к книжникам и фарисеям, которые считали себя праведными как в силу своей принадлежности к народу Божию, так и в силу своей особой религиозности.

Мы, может быть, тоже считаем себя людьми особыми, думаем, что к нам-то Господь отнесется по-другому, не как к язычникам, каковыми по жизни, фактически, являются наши современники в огромном большинстве. Но для нас тоже было бы не лишним вспомнить эти слова Предетчи. Не нужно думать, что если только мы ходим в храм, соблюдаем посты, совершаем хотя бы какие-то положенные молитвы, то тем самым уже находимся в числе спасенных людей. Это заблуждение, иллюзия! Господь судит по делам, и неслучайно евангелисты многократно приводят слова Предтечи — «вот уже и секира при корне дерев лежит». То есть топор уже лежит около деревьев, и всякое дерево, которое не приносит плода, срубают. И этот образ относится к каждому человеку. Господь установил критерии и правила, одинаковые для каждого из нас, Он ждет от нас добрых плодов — сострадания, милосердия, любви, жертвенности и так далее. Неправильно считать, что, если мы ходим в храм и занимаемся важным делом, то от нас не требуется никаких плодов, добрых дел.

Будем вчитываться, дорогие братья и сестры, в евангельские слова, напомним себе проповедь Иоанна Предтечи о грядущем Суде Божием. Мы должны понимать, что эти слова сказаны не только для тех людей, во множестве приходивших к нему. Они были сказаны о будущем Суде для каждого человека, и для нас с вами тоже. И мы видим сейчас, что эти слова исполняются, видим, как многие люди сейчас болеют и умирают, и это тоже проявление Божиего Суда над человечеством, которое забыло Божию правду, заповеди. И вот Господь призывает всех нас опомниться и привести себе на ум неотвратимую истину о грядущем Божием Суде над всем человечеством.
Дай нам Бог не пребывать в иллюзиях, иметь крепкую, сильную веру в Бога и помнить, что всякое дерево, не приносящее плода, уже обречено. И наши души, если они не приносят плода, тоже уже осуждены. Дай нам Бог трезвения в нашей жизни, и только тогда, если мы принесем плод, Господь будем милостив нам грешным!

* * * По окончании богослужения владыка совершил освящение новой монастырской трапезной.