Митрополит Марк совершил Божественную литургию в Преображенском храме села Старая Рязань

.

Продолжаются дни попразднства Крещения Господня. Это время, установленное Церковью, позволяет глубже осмыслить образы, связанные с событием Богоявления. А еще – делиться радостью и этого торжества, и минувшего Рождества Христова как можно с большим количеством людей. Для прихожан Преображенского храма села Старая Рязань таким днем особой радости стала Суббота по Богоявлении, 23 января, когда в их храме Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Село, где совершалось богослужение, когда-то было древней столицей Рязанского княжества. Город был растерзан ордами Батыя, а главной причиной тому послужило состояние Руси – раздробленные, разобщенные княжества и их властители не могли достигнуть единства даже когда надо было дать отпор врагу. Единение и единодушие всегда были и остаются важнейшим критерием существования государства. Но разделения могут проходить не только в народах, но и в душах самих людей.

О разделениях, борьбе со злом и искушениями на примере Евангельского чтения дня говорил митрополит Марк в наставлении после богослужения:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали евангельское повествование от апостола и евангелиста Матфея об искушениях, которые предстали перед Господом после Его сорокадневного поста. И многим неясно, какой смысл и идея лежали в основе этих искушений.

Существует немало толкований, посвященных этой теме. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующее. Господь после Крещения был возведен Духом в пустыню. В другом Евангелии, от Марка, употреблено гораздо более сильное слово. Там написано, что Господь был «гоним» Духом в пустыню. Как же так, как Господь может быть гоним в пустыню Духом? Греческое слово, переведенное на наш язык как «гоним», очень сильное и даже жесткое. Это греческое слово означает «выбрасывать, выкидывать, отбрасывать от себя». Не ошибся ли евангелист Марк в этом повествовании, не слишком ли сильное выражение он употребляет, описывая, как Дух гнал, отбрасывал в пустыню?

Если мы посмотрим на Библейские книги, то увидим, что тоже самое греческое слово, εκβάλλει, содержится в третьей главе книги Бытия, в рассказе об изгнании человека из рая. В тексте употреблено именно это слово – «выбрасывал, выкидывал, выгонял».

Таким образом мы можем понять, почему евангелист Марк так описывает и представляет нам искушение Господа в пустыне. Если первый человек, Адам, был изгнан из рая, то Христос изображается как второй Адам, которого Дух гонит в пустыню, и пустыня предстает местом искушения, испытания Господа. Евангелист Марк не приводит существо искушений, которые претерпел Господь. Об этом говорит евангелист Матфей, и мы слышали его рассказ в сегодняшнем Евангелии.

Мы слышали о том, как Господь преодолел все искушения и испытания, и борьба темных сил со Христом закончилась их полным поражением.

Господь в Евангелиях предстает нам как второй Адам. Если первый Адам не справился с испытаниями, не преодолел искушения, но стал жертвой диавольских козней и вкусил от запретного плода, то второй Адам, Иисус Христос, преодолел козни зла, выдержал испытания и остался в райском состоянии. Не случайно говорится, что ангелы служили Ему, а в Евангелии от Марка говорится о том, что Он был со зверями. Это тоже является напоминанием о пребывании человека вместе со зверями, не причинявшими ему вреда – и было это, конечно, в раю. Искушения, о которых мы сегодня слышали, показали, как новый Адам, Христос, преодолел козни зла и вышел из борьбы победителем.

Вы спросите, а какое отношение это имеет ко всем нам? Ведь мы-то люди грешные, грешим постоянно, ежедневно и ежечасно. Господь не просто оказал нам пример преодоления сил зла, Он дает нам силы преодолевать эти искушения. Помните, что говорит апостол Павел «уже не я живу, а живет во мне Христос».

Конечно, нам невозможно сравнивать себя со Христом, потому Он – Богочеловек, в Нем две природы, человеческая и Божественная. Но ведь диавол искушал не Божественную, а человеческую природу Христа. Этот путь преодоления искушений показывает нам, что если мы пускаем в свое сердце Христа, если Он живет в нашей душе и теле, то мы тоже способны преодолевать диавольские искушения и уподобляться второму Адаму, Христу, в Его борьбе с диавольскими силами.

Только тогда мы можем стать подобием Божием, явить образ Божий, по которому мы сотворены в своей целости. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, помнить об этом, не сдаваться перед наступающими испытаниями и искушениями, но всегда бороться, помня что наша сила заключается не в нашей человеческой стойкости, не в каких-то особых качествах нашего характера, но во Христе. Мы можем справиться с искушениями только тогда, когда в нас Христос, когда мы живем мыслью, помышлениями, Христом.

Дай Бог, чтобы Христос жил в нас постоянно, чтобы мы Его не изгоняли своими грехами. И тогда мы сможем противиться всем диавольским козням.

 

*     *     *

Настоятель храма иерей Петр Кипарисов поблагодарил владыку за радость совместной молитвы, которая стала большим утешением для жителей села, и вручил архипастырю сделанные руками прихожан подарки.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"