Главное условие покаяния и прощения – любовь Отца. Литургия в Неделю о блудном сыне

.

28 февраля, в Неделю о блудном сыне, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после литургии владыка посвятил главному образу, предлагаемому Церковью в этот день – образу блудного сына и глубокому смыслу притчи, героем которой является этот персонаж.

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали евангельское повествование, которое называется притчей о блудном сыне. Конечно, это повествование гораздо глубже, чем можно судить по одному только его символическому наименованию, поскольку преступление главного его действующего лица было гораздо страшнее, чем лишь блудная жизнь вдали от отеческого дома.

Блудный сын преступно относился к своему родителю. При каких условиях человек может рассчитывать на отцовское наследие? Только тогда, когда родитель уже закончил свой земной путь. Значит, блудный сын, потребовав у отца свою долю наследства, по сути дела, уже вычеркнул его из своей жизни, словно тот уже был мертв.

Согласно древним традициям и правилам, большую часть наследства получал старший сын. Здесь же мы видим, что своей части имущества требует младший, этот факт уже говорит о его отношении к отцу, благодаря которому он получил жизнь и не только ее. Поэтому преступление этого человека гораздо страшнее, чем распутная жизнь.

Этот человек, как мы видим, в конце концов одумался. Опять-таки, когда это произошло? Лишь когда его постигла нужда, беда, и у него попросту не оставалось другого выбора. Это еще не акт покаяния и полноценного обращения, а просто житейское благоразумие: ну хорошо, я здесь гибну с голода, а в доме моего отца даже наемники живут лучше. Пойду-ка попрошусь назад хотя бы как наемник. Мы не видим в его поведении и словах вспыхнувшей любви к отцу или покаянных мыслей о содеянном. Нет! Тут главенствует элементарное желание выжить в трудной ситуации.

Но почему же его ждал такой теплый прием дома? Потому что главное условие покаяния и прощения – любовь отца. Все это стало возможным, потому что отец любил сына, любил не формально, на словах, но по сути. Еще до того, как сын успел сказать первые слова, он уже раскрыл для него свои объятия. Конечно, это притча, и этот образ Господь приводит Своим ученикам не как некую быль, но как вероятный случай. И подобных случаев в жизни можно встретить немало. Многие из нас проходят путь блудного сына и, более того, каждый человек на протяжении своей жизни многократно повторяет тот же самый тяжелый путь. Мы часто возвращаемся к Богу  вследствие нужды, после охлаждения в вере или каких-то скорбей, уныния и отчаяния. Мы обращаем к Нему свои надежды и молитвы просто потому что видим, что иначе невозможно. Но что было бы, если бы не было этой всеобъемлющей и всепрощающей любви к нам, грешным? Любовь к нам Небесного Отца – главное условие нашего покаяния и обращения, мы должны знать, что она есть, и что Господь благодаря ей всегда нас ждет и принимает.

Люди часто сомневаются в Божией любви, говорят о жестокости испытаний, выпавших на их долю, о трудностях в жизни их близких. Но при этом они забывают обо всем остальном – о тех бесконечных дарах, которыми мы наслаждаемся, о той милости Божией, которая постоянно изливается на каждого человека. Божественная любовь призывает нас к покаянию, делает возможным наше обращение, и именно она смиренно и терпеливо ждет нашего обращения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы каждый раз после нашего отхождения на страну далече, каким бы долгим или кратким не было это отступление, отвращение от Бога и забвение Его заповедей, мы вновь и вновь стряхивали бы с себя налет греха, вспоминали о милосердии и любви Божией к нам и всегда возвращались к своему Небесному Отцу.