О восприятии страданий и смерти. Литургия в Христорождественском соборе

.

5 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. За богослужением читался отрывок из Евангелия от Марка, повествующий о страданиях и смерти Христа. Этой теме, и в целом восприятию людьми вопроса смерти, владыка посвятил наставление после литургии:

– Современный человек в большей мере, чем его предшественники, не желает сталкиваться с темой страданий и смерти. В частности, когда заходит речь о строительстве новых православных храмов в городах, порой раздаются такие возгласы: «Как же так! Если тут построят храм, то сюда будут носить покойников для отпевания, и это будут видеть наши дети!».

Современный человек панически боится страданий и смерти. И эта боязнь простирается не только на нашу повседневную жизнь, но и на Евангельские события. Мы чувствуем, как нам тяжело слушать Евангелие о Страстях Господних. Нам гораздо проще выслушать какой-то отрывок, рассказывающий об особой мудрости Спасителя, о том, как Он посрамляет книжников и фарисеев, или о том, как Он совершает исцеления, тем более, что при этом мы чаще всего тоже надеемся на исцеление Господом какого-то нашего недуга и вообще на исполнение наших желаний, касающихся нас и наших ближних.

А вот слушать описание страданий, особенно смерти, мы не любим. Нам это как-то в тягость. Мы забываем одну главную вещь – Господь пришел в этот мир не для того, чтобы стать учителем мудрости, хотя важно и это. И нее для того, чтобы исцелить одного, другого, десятого человека и продлить их земную жизнь. Нет! Господь воплотился не для этого. Цель пришествия Христа на землю – пострадать ради людей, отдать Свою жизнь, излить Свою драгоценную Кровь для искупления грехов всего человеческого рода и через это обновить жизнь всего мира и человечества. А потому повествование о Страстях и смерти на Кресте или, как говорит апостол и евангелист Иоанн, о вознесении на Крест Сына Человеческого, – это самое главное, это суть христианского благовестия. Это проявление величайшей любви Христа ко всему человеческому роду. И, с другой стороны, вознесение Христа на Крест – это прославление Сына Человеческого.

Мы сегодня слышали повествование о Страстях Христа, о том, как совершилось искупление людей. Слышали, но едва ли задумывались о том, что и нас Господь приглашает на Крест – только уже, конечно, наш, гораздо более легкий, чем Крест Христов. Мы, христиане ХХ-ХХI века, стали слишком изнеженными. Вспомним, как люди воспринимали жизнь, смерть и болезни много веков назад. В то время, когда Христос пришел на землю и проповедовал и даже ранее, в греко-римском мире, существовало одно известное философское течение, которое называлось стоицизмом.

Стоики стремились к бесстрастию, в числе добродетелей называли рассудительность, целомудрие, мужество и справедливость. А как вещи безразличные, то есть те, на которые не нужно обращать чрезмерного внимания, они воспринимали такие явления, как жизнь и смерть, болезнь и здоровье, слава и бесчестие, богатство и бедность. То есть как вещи малозначимые и малозначащие для жизни они воспринимали то, что для современного человека является самым главным. К чему же стремится современный человек? Конечно, подольше жить, и не просто жить, но проводить свои дни в достатке и славе, не имея проблем со здоровьем и так далее. Даже древние стоики считали это безразличным. Мы же воспринимаем это как самое главное в жизни, а Креста, страданий и испытаний боимся!

Дай Бог нам мужества и мудрости, чтобы мы не боялись слушать о страданиях Христа и не боялись воспринимать испытания, потому что без них человеческая жизнь теряет всякий смысл, как и жизнь Христа без Креста не имела бы полноты своего значения. Дай Бог и нам всем, дорогие братья и сестры, иметь мужество и, взирая на Христа, идти за Ним, превозмогая свои страхи и стремясь побороть плотского человека.