Литургия в Неделю Сыропустную, воспоминания Адамова изгнания (+видео)

.

14 марта, в Неделю Сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после литургии владыка посвятил значению вспоминаемого в этот день события для людей, а также темам свободы и человеческой воли при совершении как добрых, так и злых поступков:

— Господь наш Иисус Христос, беседуя со своими современниками, соплеменниками, однажды сказал: если пребудете в Моем слове, то есть учении, познаете Истину и Истина сделает вас свободными. Слушатели Христа восприняли эти слова с недоумением. Они сказали — как же так, мы никогда никому не были рабами, мы свободные люди, а Ты говоришь, что мы можем обрести свободу! И тогда Господь говорит им: всякий, творящий грех, есть раб греха. Книжники и фарисеи, конечно, знали о том, что в начале истории мира случилась страшная трагедия — Адам отпал от послушания и впал в грех. И за это он был изгнан Небесным Отцом из Рая.

А та ошибка, которая прозвучала в словах современников Христа, фундаментальное непонимание человеческой природы, свойственно и всем нам, дорогие братья и сестры. Мы часто, подобно утопистам, думаем, что человек сам по себе благ, и стоит только показать ему, как поступать правильно, как нужно жить, и человек, все это выслушав, станет на путь истинный.

Но такая позиция лишь ввергнет нас во власть утопии. Первый человек Адам согрешил, был извергнут из Рая, и эту заразу греха мы несем в себе до сих пор. Каковы же особенности этого состояния? В первой книге Моисея, Бытии, мы читаем о том, как человек согрешил — во-первых, преступив Божественную заповедь он ничего не сказал об этом Богу.
Во-вторых, он стал обвинять свою жену и по сути дела через это — Бога, давшего ему помощницу.

И вот в этом состоит вся типология греха. Впав в какой-либо грех, мы начинаем обвинять того, кто нас искусил, из-за кого случилось наше греховное падение и при этом совершенно забываем о том, кто принимал решение сделать окончательный шаг или нет. Адам сам принял решение вкусить от плода запретного древа, несмотря на Божественную заповедь, искусившись льстивым советом.

В жизни каждого из нас тоже случаются искушения, и мы, к сожалению, не проявляем твердости в том, чтобы держаться за истину. А значит, в нас нет любви Божией, мы не любим Бога так, как следует, и мы не считаем общение с Богом сокровищем, раз мы так часто предпочитаем этому общению грех, разделяющий нас с Богом.

Конечно, мы читаем книги Ветхого Завета и зачастую, читая о первом отпадении человека от Бога, жалеем и сетуем, что являемся наследниками согрешившего человека. При этом мы, в свою очередь, будучи избавлены от вины прегрешения, поступаем так же, как первый Адам — слушаем лукавых советов, соблазняемся тем, что кажется нам прекрасным, забывая о главной заповеди.

Как же нам устоять в Истине? В сегодняшнем Евангелии мы слышали прекрасные слова: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если мы считаем для себя сокровищем Бога, Небесное Царство, жизнь в Боге, то мы должны всем сердцем прилепляться к соответствующему образу жизни, чтобы слова искусителей не смогли нас отвратить от истины. Мы должны утверждаться и укрепляться в Боге так, чтобы слова искусителей были для нас пустыми глаголами. И, конечно, если мы согрешаем, а каждый человек непременно согрешает на протяжении своей жизни, главное — не обвинять другого человека, поступаяя по образу падшего Адама, но брать вину на себя, признавать, что это мы по своей греховной испорченности впали в грех и совершили в ошибку.

Господь знает человеческую слабость, видит наши грехи и предусмотрел для нас возможность возвращения и исправления. А потому не до семи раз, а до семидесяти семи, как говорил Господь Петру о прощении обидчиков, Он прощает нас, прощает без числа наши грехи. И важно только лишь покаяться, увидеть себя в состоянии духовной наготы и вернуться к Богу.

Дай Бог, чтобы мы увидели свои грехи, чтобы всегда возвращались к Небесному Отцу, а еще лучше — чтобы мы как можно сильнее прилеплялись к Богу, так, чтобы сами греховные поступки потеряли бы для нас свою прелесть и привлекательность.

После богослужения владыка вручил Архиерейскую грамоту сотруднице собора Галине Владимировне Домановой.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"