Принцип бытия в дни Святой Великой Четыредесятницы - воздержание. Вечерня с чином прощения в Христорождественском соборе (+видео)

.

Вечером 14 марта, в Прощеное воскресенье, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечерню с чином прощения в Христорождественском кафедральном соборе. Верующие, стоя на пороге Великого поста, собрались на соборную молитву в храме, чтобы испросить у Бога благословения и у ближних прощения в преддверии «весны духовной». О времени Святой Великой Четыредесятницы и о главных целях этого периода говорил, обращаясь к верующим, архипастырь:

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения доступно в записи).

– Особенностью человеческого греховного существа является стремление все обратить в свою пользу. Даже заповеди и повеления Божии мы стремимся толковать таким образом, чтобы это было нам удобно, легко и приятно. Рассматривая грехопадение человека в раю, мы вспоминаем, что первый человек, Адам, преслушав заповедь Господа, начал обвинять не только свою жену, помощницу, но и Бога, говоря – вот, это она, которую Ты мне дал, подвигла меня на это, соблазнила.

Точно таким же образом, дорогие братья и сестры, мы начинаем воспринимать и время Святой Великой Четыредесятницы. С первых дней поста мы слышим песнопение «Постимся постом приятным». Чаще всего люди, услышав вопрос о том, что это за приятный пост и каковы его черты, почему он должен быть приятным, отвечают так – чтобы быть радостным, чтобы все было хорошо и приятно. То есть они воспринимают эти слова в буквальном смысле, прилагая слово «приятный» к своему ветхому человеку. Но ведь постимся-то мы не только для себя, но исполняя заповедь Божию, и пост должен быть приятным, благоприятным не для нас, а для Бога! О Нем мы должны думать, чтобы для Него наш пост был приятным, чтобы Он его принял как жертву нашего сердца, всего нашего существа.

И при этом очень часто мы начинаем впадать крайности. Кто-то начинает уделять первостепенное внимание своему рациону, считая, может быть, что Бога оскорбит ложка растительного масла или употребление кальмаров и креветок вместо гречневой каши. Кто-то, наоборот, считает, что для Бога все это неважно.

Словом, каждый человек знает свои болячки, страсти и привязанности. А пост, Святая Великая Четыредесятница – это время, когда мы должны во главу угла своего бытия поставить принцип воздержания. Нравится сидеть перед телевизором – воздержись. Нравится услаждать свою гортань изысканными яствами – воздержись, вкушай простую пищу. Нравится проводить время в общении с ближними, осуждая кого-то из них – воздержись от этого!

Воздержание должно быть принципом нашего бытия на протяжении всей Великой Четыредесятницы, но и не только оно, ведь воздержание – всего лишь одна часть поста. Бог от нас ожидает нашего сердца, и мы, проходя постное поприще, должны думать, понравится ли Богу то, что мы делаем – наши занятия, досуг, ропот, грехи. Нужно думать не только о том, как бы утеснить свою плоть, но, прежде всего, думать о добрых делах, о том, чтобы избавить свое сердце от суеты, чтобы оно пребывало с Богом, чтобы мы больше думали о Господе, нежели о себе, чтобы мы стремились оказать милость Спасителю в лице наших ближних.

Вот это и есть задача поста – отказаться от себя, думать о Боге и о своих ближних, о том, чтобы наше постное время было угодно благоприятно Господу.

Вот такие задачи стоят перед нами в этот святой и ответственный период. Конечно, многие из нас не в первый раз вступают на постное поприще, но, наверное, нет ни одного человека, имеющего опыт поста, кто смог бы дерзновенно сказать: я постился хорошо, правильно, мой пост был угоден Богу!

Мы, как грешный Адам, видим свои прегрешения и грехи. И всякий раз надеемся, что следующий пост мы пройдём лучше. И сегодня мы стоим в Божием храме, испрашивая Божьего благословения на начало этого святого поприща. Будем же смиренно просить Бога, дорогие братья и сестры, чтобы Он помог нам достойно, без преткновений пройти Великий пост и с легким сердцем встретить славное Воскресение Творца. И, конечно, всякий раз, вступая в это святое поприще, постараемся очистить не только наше сердце слезами покаяния, но и очистить свое сердце, свою душу через примирение с нашими ближними. Постараемся простить обидчиков, не держать зла на ближних, потому что лишь милостыню того, кто не имеет зла на ближних, принимает Господь Бог.

После этого митрополит Марк первым испросил прощения у всех собравшихся в храме священнослужителей, монашествующих и мирян, которые, в свою очередь, также испрашивали прощения в ответ.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"