Великое повечерие с чтением покаянного канона святого Андрея Критского в Преображенском храме

.

В четверг первой седмицы Великого поста, 18 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского в Преображенском храме поселка Канищево.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась прямая трансляция (видео доступно в записи).

Владыка в наставлении к верующим призвал еще раз вдуматься в смысл и значение великого духовного произведения святого Андрея Критского, и подробно остановился на словах из канона, указывающих на возможность познания Истины человеком:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, завершилось чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. На протяжении четырех дней первой седмицы Великого поста, внимая канону, мы всматривались в священную историю Ветхого и Нового Заветов, как в некое духовное зеркало. И что же мы в нем увидели? Свое безобразное отражение!

Вместе со святым Андреем Критским мы узрели в дурных, злых, греховных поступках персонажей Ветхого Завета свое греховное отражение. Тексты канона наполнены сожалений и упреков – «и ты, окаянная душе!». Конечно, то, что говорит о себе Андрей Критский, верно лишь отчасти. Церковь его причислила к лику святых, но мы-то с вами действительно, по-настоящему грешны. В тексте содержится не только обличение, порицание и призывы к покаянию. Вопль, мольба к Богу также составляют содержание канона.

Сегодня мы с вами слышали такие глубокие слова: «в покаянии мя приими, и в разум призови». Первые часть этой фразы нам понятна. Преподобный Андрей Критский, используя образ милостивого отца из притчи о блудном сыне, говорит о том, что и мы обращаемся к Богу, чтобы Он принял нас, грешных, в свои объятия, несмотря на наши грехи и падения.

Но что же означают слова о призвании в разум? Ведь мы люди, мы разумны! Но не будем торопиться с выводами и обратимся к преданию Церкви. В творениях святых отцов и богослужебных песнопениях человек, преданный страстям, сравнивается с кем-то опьяненным, находящимся вне себя.

Все мы, наверное, наблюдали печальную картину, как человек, употребив спиртное, оказывался не в состоянии себя контролировать, словно утратив разумные способности. Подобно и мы, совершая грех, лишаем себя Божественного дара разума. Однако здесь имеется в виду не только разум. За привычным смыслом этого славянского слова скрывается греческое слово «познание».

Мы молимся Богу, чтобы Он привел нас к познанию. Что же призывает нас познать преподобный Андрей Критский? Конечно, к познанию Истины! А Истина – это не просто какое-то теоретическое положение, это сам Христос. И Церковь устами святого Андрея Критского призывает нас к познанию Христа, и не просто теоретическому, но к познанию в опыте христианской жизни. Невозможно только сказать: «я знаю Христа, я верю в Него» и считать себя человеком, познавшим Истину. Это всего лишь одна сторона познания, теоретическая. А есть познание практическое, когда мы не просто верим, не просто убеждены в том, что Христос есть Истина, а когда мы этой истиной живем, принимаем Христа в свое сердце, причащаемся Святых Христовых Таин, когда вместо нас в нас же, в нашей душе, в нашем теле живет Христос. Это и есть всецелое познание истины, которое возможно на земле. А полнота познания этой Истины ожидает верных за пределами этого мира.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и мы приходили в разум, отходили от пьянства страстей, приходили в покаяние и познавали Истину, Христа, в опыте церковной жизни. Дай Бог, чтобы Христос, воплотившийся нас ради, признал бы нас Своими и не отвернулся бы от нас ни в этом мире, ни на Своем страшном судилище.