Литургия Преждеосвященных Даров в Христорождественском храме Михайлова

.

В пятницу первой седмицы Великого поста в храмах совершается вторая в году Литургия Преждеосвященных Даров. В этот день, 19 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении клириков двух Михайловских благочиний совершил богослужение в Христорождественском храме второго кафедрального города епархии – Михайлова.

Первая седмица Святой Великой Четыредесятницы подходит к концу – особые богослужения постного времени завершаются в пятницу. Отличительная черта великопостных служб состоит в том, что на них практически нет чтений из Евангелия и апостольских посланий, зато звучат слова из книг Ветхого Завета. Именно Ветхий Завет, как путеводитель ко Христу, напоминает о том, что пост есть время ожидания торжества Царства Божия, Воскресения Господа Иисуса Христа. Некоторые из ветхозаветных книг за время Великого поста прочитываются полностью – как, например, книга Бытия. И к словам из нее, звучавшим за богослужением, обратился в наставлении после службы митрополит Марк, указывая на то, что люди в разное время могут по-разному говорить о мире – как о прекрасном творении или как о мрачной юдоли страданий:

– Человеческие мнения о мире и жизни различаются разнообразием. И среди них есть диаметрально противоположные точки зрения. Одна из них – это прославление, восхваление нынешнего мира как самого прекрасного. Но есть и другой подход. Человечество порой одолевают болезни, скорби, войны, разные трудности, и люди начинают эту же самую жизнь, которую они раньше прославляли, проклинать. Они ругают своих близких, тех, кто совсем недавно был им дорог и любим.

А в чем причина таких разных взглядов? Ответ мы слышали сегодня в первой книге Бытия. Пророк Моисей рассказывает нам о том, как свершилось самое страшное событие в истории человечества, положившее начало появлению греха в нашем мире. Первый человек, Адам, не захотел слушаться Бога, решил схитрить, и, несмотря на запрет Бога о вкушении от древа познания добра и зла, прельстился словами змия и советом своей жены, нарушив в итоге Божественную заповедь. Зло пошло в мир вместе с непослушанием человека и стало ядом, который отравляет всю нашу жизнь, все наше существо.

Именно грех является тем злым началом, которое все полезное, доброе, замечательное может мгновенно превратить в злое, ненавистное, противное. Посмотрим на себя – ведь мы поступаем так же! Стоит греху вторгнуться в наши отношения между людьми, и они меняются. Грех, словно яд, отравляет наши отношения с близкими, постепенно уничтожая все, к чему он прикасается. Мы чаще всего об этом не хотим разговаривать и даже думать, уподобляясь Адаму, который убоялся Господа, ходящего в раю.

Мы, когда находимся во власти греха, тоже боимся Бога, не хотим оказаться в Его свете, потому что в нем наш грех тут же обличается. Нам хочется забиться в дальний угол, где все, как нам кажется, укрывает темнота наших греховных страстей. Только там мы, обуреваемые грехом, можем чувствовать себя относительно спокойно, и то лишь до поры до времени.

Вот это состояние одержимости грехом и рабства ему является, к сожалению, обычным уделом любого среднестатистического человека. Лишь избранники Божии идут на борьбу с грехом, лишь они пытаются сбросить с себя его иго и жить в свободе и Божией любви.

Церковь, думая о каждом человеке, установила для нас время постов, и, в том числе, особое поприще Святой Великой Четыредесятницы, когда все мы прозываемся выйти на борьбу с грехом, всмотреться в себя, увидеть, где в нас гнездится грех, постараться его выкорчевать оттуда, освятиться светом молитвы, Божиего присутствия, чтобы этот свет охватил даже самые тайные, глубокие и дальние уголки нашей души.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы пост, в который мы ныне вступили, стал бы для нас временем, когда мы взглянем в свою душу и постараемся освободиться от греха, уменьшить его силу, зависимость от греховных страстей, и будем учиться жить в свободе, и в радости Божественной милости.

*  *   *

Первая неделя поста – время особого строго воздержания, когда верующие стараются убрать из повседневной жизни все лишнее, суетное, и сосредоточиться на духовном. Оттого эти дни становятся еще и временем сугубой борьбы с искушениями и внешними нападками. Пример – поступок императора-язычника Юлиана Отступника, жившего в IV веке. Он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках, чтобы осквернить верующих. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. В память об этом событии в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение с чтением канона великомученику Феодору Тирону и благословление в его честь колива – риса, сваренного с медом. В Христорождественском храме Михайлова молебное пение и благословение совершил митрополит Марк

Видео - "Михайлов ТВ"