Об исполнении Божественных установлений и заповедей. Литургия в Иоанно-Богословском монастыре (+видео)

.

В субботу первой седмицы Великого поста, 20 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Иоанно-Богословском монастыре.

Архипастырское наставление после богослужения было посвящено исполнению Божественных установлений, предписаний и правильному их пониманию:

– Наш мир подвержен постоянным изменениям. И наряду с привычными нам цикличными явлениями, такими как восход и заход солнца, приливы и отливы, мы видим, изменения и в мире людей. Меняются человеческие обычаи, традиции, культура, предпочтения и отношение к тем или иным вещам.

И даже религиозные предписания, порядки и традиции в течение истории подвергались критике, причем не только со стороны внешней, то есть, например, от безбожников, которые ругали и ругают религиозные традиции, установления, заповеди, посты и запреты… Самую категоричную критику, в том числе в отношении исполнения Божественных установлений, мы видим в Божественном Писании.

В понедельник первой седмицы поста мы с вами слушали пророчества Исайи. И что же? Господь через него критикует, обличает древних евреев за их беззакония! В частности, там есть такие сильные слова: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (…) Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. (…) Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды…»

Но ведь праздники, субботы, жертвы – все это Божественные установления! И все же Господь через глас пророка обличает древних евреев за неправильное, лицемерное исполнение этих Божественных установлений. То же самое мы видим в Евангелии. Господь порой сознательно провоцирует евреев, нарушая субботу. Он исцеляет болящих в этот день, и в этот же день Он велел ученикам срывать и есть колосья, потому что они были голодны.

В Евангелии мы видим столкновение в отношении толкований Божественных заповедей. Господь дал день субботний, но как его понимать, толковать? В этом вопросе Христос и Его оппоненты, книжники и фарисеи, были непримиримы. А чему это учит нас с вами?

Мы сейчас с вами постимся, и это Божественное установление. Пост практиковался еще в Ветхом Завете, древние евреи постились перед тем, как Господь дал десять заповедей. Христос постился 40 дней и тем самым освятил наш сорокадневный пост. Но означает ли это, что телесное воздержание является абсолютной ценностью? В свете Евангелия, Божественного Откровения ответ будет отрицательным. Даже Божественные установления и заповеди можно извратить до неузнаваемости, так что Богу их лицемерное исполнение станет противно Богу. И мы должны помнить, что этот Божественный гнев, который содержится в пророчестве Исайи и в словах обличения Христа, может быть направлен и на нас. Если мы будем понимать заповедь о посте односторонне, если забудем милость, жертву, любовь и будем только формально, по-фарисейски, поститься, осуждая тех, кто этого не делает, то такой наш пост будет неугоден Господу.

Дай Бог нам всем, дорогие братья сестры, вступив в Святую Великую Четыредесятницу, помнить, что человек может извратить все, даже Божественные заповеди. Поэтому, исполняя Божественные повеления, будем стараться делать все разумно, со страхом Божиим, думая о милосердии, любви и сострадании. И пусть наш пост будет приятен не нам, но благоприятен, угоден Богу, потому что в этом и заключается смысл его исполнения.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"