Таинство, в котором человек встречается с Христом Воскресшим. Литургия во вторник Светлой седмицы

.

Во вторник Светлой седмицы, 4 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани и возглавил крестный ход. За богослужением среди других верующих молились преподаватели и курсанты Рязанского десантного училища.

О явлениях Христа ученикам после Его Воскресения, о том, какая важная деталь их объединяет, митрополит Марк говорил в наставлении после богослужения:

– Главным содержанием Пасхальной Светлой седмицы, дорогие братья и сестры, является радость о воскресении Христова, а также воспоминания о явлениях, происходивших после этого великого события. Апостолы, устрашенные событиями Страстей Господних, находились в состоянии уныния и тоски. И когда до них дошла весть о том, что Христос восстал и Его нет во Гробе, они долго не могли поверить в то, что произошло. Евангелие отражает этот процесс перехода от неверия и сомнения к вере в то, что Христос восстал. Очевидно, что ученики Господа вряд ли смогли бы поверить, если бы Господь Сам не являлся им.

Благодаря евангелистам мы знаем несколько эпизодов явлений Воскресшего Господа Его ученикам. Он представал им, во-первых, чтобы уверить их в Своем воскресении, в том, что Он не умер, Его нет во Гробе, Он жив и остается таковым. И, во-вторых, чтобы наставить учеников перед тем, как сделать из них апостолов, то есть посланников.

На протяжении Светлой седмицы мы обычно читаем евангельские повествования о явлении Воскресшего Христа ученикам. И сегодня во время литургии мы слышали рассказ о том, как Его ученики шли в Эммаус и по пути встретили некоего Человека, разговорились с Ним, но не узнали, кто это. А потом предложили своему таинственному Спутнику вместе поужинать. И во время преломления хлеба очи у них открылись, они прозрели и увидели, что это Христос, их Учитель. После этого Он стал невидимым для них.

В этом есть свой особый смысл. Из других повествований мы также видим, что Христос приобретает черты, которые не дают сразу узнать Его. Например, когда Господь являлся Марии Магдалине, она сначала не узнала Его, думала, что это садовник. Но потом сердце ей подсказало, она увидела, что это Учитель, особенно после того, как Он обратился к ней – «Мария!»

Какой же смысл заключается в том, что даже ученики, которые три года ходили вместе со Христом, знали Его речь и жесты, не могли Его узнать? А смысл заключается в том, что Христос познается в Таинстве Евхаристии, как в случае с апостолами, которые прозрели и узнали Христа во время преломления хлеба, когда Христос сделал привычный для них жест, преломил хлеб, как на Тайной вечере, и подал им.

Здесь содержится послание, адресованное всем нам. Мы также во время Евхаристии встречаемся со Христом, причем с Христом Воскресшим. Он с нами, мы не можем видеть Его так часто и в том виде, в котором видели Его ученики, но в Евхаристии, Таинстве Причастия мы Его встречаем, с Ним общаемся и соединяемся.

И с другой стороны, Христос скрывается за каждым братом и сестрой. В каждом из наших ближних – Христос. И всякое доброе дело, совершаемое нами по отношению к ближним, мы совершаем по отношению к Самому Христу.

В этой связи вспоминаю историю из жизни монахов. У одного монаха было две одежды – новая, в которой он ходил на богослужение в храм, и старая. И однажды к нему пришел странник, у которого вовсе не было одежды (а в то время одежда монахов была похожа на одежду обычных мирян – длинная у всех). И вот приходит старец, и выясняется, что монах отдал страннику самую хорошую одежду. Старец удивился и спросил монаха, почему он отдал именно лучшую одежду? «В чем же ты будешь ходить на богослужение?» - говорил он. И услышал поразительный ответ: «А ты смог бы отдать Христу худшее?».

А мы часто стараемся себе оставить лучший кусок, припасти для себя лучшую одежду. Получается, для Христа мы оставляем худшее. Дай Бог видеть в нашем ближнем Христа, относиться к нему, как ко Христу, и не забывать о Евхаристии, том Таинстве, где мы встречаемся с Воскресшим Христом.