Литургия в день перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба

.

Один из престольных праздников Борисо-Глебского собора Рязани приходится на 15 мая — это дата перенесения мощей князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида. Верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении. В этот день в древнейшем кафедральном соборе города Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В чем состоял подвиг братьев-страстотерпцев, что было их главной силой и укреплением перед лицом чудовищных планов, которые строил против них брат Святополк, прозванный Окаянным? На эти вопросы ответил в свете апостольского чтения в наставлении после богослужения митрополит Марк:

— В сегодняшнем апостольском чтении, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали об удивительном событии. Апостол Петр и другие ученики Христовы проповедовали людям благую весть о распятом и воскресшем Сыне Божием, были заключены в темницу служителями храма и, в к великому удивлению этих служителей, начальников иудейских, на следующий день заключенные снова оказались в многолюдном месте в качестве учащих! Люди внимали словам апостолов о том, кто есть Мессия, Христос, отверженный Своим народом, и узнавали, что не в жертвах закона и богослужениях ветхозаветного храма подобает искать спасение, но в Иисусе Христе, Сыне Божием, который был послан в качестве Помазанника Своему народу и не был узнан.

Первосвященники, архиереи вновь призвали учеников Господа и сказали: «Мы же вам запретили проповедовать свое учение, почему вы снова беретесь за старое?» Но ученики Христа ответили им, что нужно повиноваться прежде всего Богу, а не людям. То же самое говорил Господь евреям, когда они в древности получили ветхозаветный закон. Среди десяти заповедей первая начинается со слов о необходимости помнить Бога, почитать Его и служить Ему, а уже потом говорится об обязательствах человека в отношении к своему ближнему. В заповедях и постановлениях Ветхого Завета Бог всегда стоял на первом месте. О том же учили и апостолы — Богу подобает повиноваться больше, нежели людям.

Служители храма, будучи противниками Христа, от этих слов воспылали гневом, ведь, по сути дела, они ничего не могли отвечать ученикам Господа! Действительно, Богу подобает повиноваться больше, нежели людям. В итоге апостолы, будучи чудесным образом избавлены от уз темницы, продолжали нести свою миссию.

Сегодня мы, дорогие братья и сестры, вновь чествуем память страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Они Бога боялись больше, нежели людей, их не пугали человеческие страсти и не сковывали страхи. Отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом путем послушания и смирения — главное правило, которое они глубоко восприняли и положили в основу своей жизни. Они знали, что их брат замышляет против них недоброе, но не послушались сторонников, предостерегавших их от смертельной опасности и предлагавших сопротивляться. В сердце будущих страстотерпцев звучал другой глас, и он напоминал о необходимости следовать за Христом, оставив все земные попечения.

Господь сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Как же после этой заповеди Господней поднимать руку на брата, даже чтобы защищаться от него? Борис и Глеб предпочли такому варианту действий смерть. Конечно, их юношеская природа бунтовала против ухода из жизни, но они смиренно приняли Божию волю и расстались с этой жизнью, прославив Господа в качестве страстотерпцев.

И перед нами, дорогие братья и сестры, всегда стоит эта дилемма: кому больше повиноваться, кого больше слушать — Бога или людей? На наше решение влияет окружение, часто можно услышать крайности, причем кто-то открыто противостоит Богу, а кто-то вроде бы и изрекает что-то благочестивое, но под этой личиной скрываются плоды сомнения, маловерия, обычного невежества и подобных явлений.

Конечно, прежде всего надо повиноваться Богу, но делать это следует разумно, воспринимая именно волю Божию, а не человеческие домыслы и представления об этой воле, казалось бы, основанные на размышлениях о Боге или на чем-то схожем. Дай Бог нам всегда, дорогие братья и сестры, сверять свою волю с Божией, не обращать внимания на человеческие слова и злобу, стараться сверять свои мысли, правила и жизненные установки, прежде всего, с волей Божией, и жить так, как говорили и учили апостолы Христовы.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"