Главное —прозреть духовно. Литургия в Неделю 6-ю по Пасхе

.

В Неделю 6-ю по Пасхе, посвященную воспоминанию исцеления Христом слепорожденного, 6 июня в 2021 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Удивительное событие — наделение возможностью видеть человека, слепого от рождения. Но в этом ли заключается самый главный смысл Евангельского повествования нынешнего Воскресного дня?

Ответом на такой вопрос стало наставление митрополита Марка после богослужения:

— В сегодняшнем воскресном Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, обращает на себя внимание великое чудо, совершенное Господом – исцеление слепорожденного.

Именно так называется нынешний Воскресный день, и именно это событие воспринимается как центральное в сегодняшнем Евангельском рассказе. На самом же деле в центре всего этого повествования стоит даже не факт исцеления, а личность Христа и исповедание Его Сыном Божиим. Исцеление слепорожденного – это лишь начало повествования.

В Евангелиях содержится немало упоминаний о том, как Господь Иисус Христос исцеляет слепых. Правда, у других евангелистов нигде не говорится об исцелении Господом человека, от рождения лишенного зрения. Однако повествования синоптиков полны описаний чудесного избавления людей от недуга слепоты, когда Господь либо словом, либо наложением рук на глаза исцелял болящих. На этом повествование обычно заканчивается.

Здесь же само чудо исцеления является всего лишь началом дальнейших диалогов и споров о личности Христа. Сначала удивляются соседи исцеленного человека, увидевшие, что он вдруг прозрел. Потом начинают спрашивать самого исцеленного, и он свидетельствует о себе как о том самом человеке, который сидел и просил милостыню. Разгорается целая дискуссия, так что даже среди иудеев, фарисеев возникает разделение. Кто-то считает, что Христос совершил исцеление и Он – от Бога, а кто-то говорит, что этот Человек – грешный.

В итоге большая часть фарисеев, ревнителей закона не принимает совершенного Христом исцеления. Они отвергают и его, и Самого Христа на том основании, что в субботу нельзя совершать никакие дела. И в современных, и в более древних писаниях фарисеев есть рассуждение о том, можно ли накладывать мазь на глаза болящего человека. Можно, говорят раввины, если мазь была изготовлена до субботы. Если же она была изготовлена в субботу, то такую мазь накладывать нельзя – это, утверждают они, является грехом.

Таким образом, Христос отвергается, как и совершенное Им чудо. Фарисеи изгоняют и исцеленного, как человека, задающего неудобные вопросы, на которые ответить невозможно. «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!» – восклицают они и прогоняют его прочь.

Однако этот человек, прозревший физически, прозрел и духовно. Господь, видя эту способность веры, встречает его и спрашивает – верит ли он в Сына Божия? Тот вопрошает в ответ – а кто Он? И тогда Господь открывает Себя. Евангелист Иоанн отмечает, что исцеленный поклонился Христу. В Евангелии от Иоанна нет ничего случайного. И в отличие от других синоптиков, само исцеление он называет не чудом, а знамением. Потому что чудо — это то, что удивляет человека, и в греческом языке само это слово происходит от глагола «удивлять». Всякое чудо есть удивительное событие. В Евангелии от Иоанна это событие называется знамением, потому что оно является знаком и дает ответ на многие вопрошания.

Завершение события, о котором повествует евангелист, является ответом на слова Христа, сказанные самарянке. Отвечая на ее вопрос о том, где нужно поклоняться, в Иерусалиме или на горе Гаризим в Самарии, Господь сказал: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».

И в сегодняшнем отрывке используется то же самое слово. Исцеленный поклонился Христу. Настало то время, когда стали появляться подлинные поклонники, которые поклоняются Богу в духе и истине. И одним из первых таких поклонников стал исцеленный слепорожденный, который прозрел и телесно, и душевно. Дай Бог, чтобы и среди нас, дорогие братья и сестры, было больше зрячих людей. В нашем обществе мы видим огромное количество людей, пораженных слепотой — кто-то утратил зрение от рождения, кто-то по мере жития становится слепым. Но главное — развивать духовное зрение, видеть Истину, Христа и поклоняться Богу в духе и истине.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"