Преображение: правильный вектор пути для каждого. Литургия в Преображенском храме села Голдино

.

В селе Голдино сейчас идет особое радостное время: продолжается попразднство Преображения Господня, а это — главное престольное торжество местного храма. В первый день попразднства, 20 августа, Божественную литургию в храме совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Наряду с Преображением, в календаре самых важных дат прихода есть и другие. В дореволюционное время в храме были освящены два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь святителя Митрофана Воронежского. 20 августа — один из дней его памяти, когда вспоминается обретение мощей святителя. Таким образом архипастырское богослужение совершалось в день двойного торжества храма.

Впервые церковь в селе Голдино упоминается в окладных книгах 1676 года, после 1734 года был построен новый храм. Заново здание было перестроено в 1796 году. В советское время его закрыли и уничтожили колокольню.

Возрождение святыни началось более 20 лет назад. Заново отстроили колокольню и начали налаживать приходскую жизнь, в чем помогало и местное руководство, и предприниматели. Главными ктиторами стали тогдашний глава администрации Владимир Карпович Сидоров и директор Голдинского завода Александр Михайлович Прядов.

Сейчас в храме, помимо главного, Преображенского, тоже есть два престола, но теперь уже они освящены в честь равноапостольного князя Владимира и благоверного князя Александра Невского. Но чтят в приходе все престольные праздники — и те, что были до революции, и те, что появились в новом периоде жизни храма.

Церковь в Голдине — просторная, светлая и уютная. Атмосферу, царящую в ней, как и в других храмах, можно отразить в словах, которые сказал апостол Петр Преобразившемуся на горе Фавор Спасителю: «Господи! хорошо нам здесь быть». Именно на эти слова, кратко напомнив события отмечаемого ныне великого праздника, обратил внимание верующих митрополит Марк в наставлении после богослужения:

— О чем говорят эти слова апостола Петра? Он, как и многие другие ученики, привык, что Богу нужно угождать посредством вешних действий — принести жертву, совершить обряд очищения и так далее. Ученики Христа еще не знали, что такое Святой Дух, благодать, но Петр уже чувствовал особую благость, особое состояние радости, находясь в обществе Преображенного Спасителя. И от этого рождаются его слова — «Хорошо нам здесь быть». Нечто подобное, дорогие братья и сестры, чувствуем и мы, приходя в храм. Даже дети, может быть, не понимая некоторых слов молитв или Писания, чувствуют тут особую радость и благодать. А многие маловерующие и неверующие люди, впервые придя храм, оказываются потрясены той особой духовной благодатной атмосферой, которая царит под его сводами. И мы внутренне повторяем слова апостола Петра — «хорошо нам здесь быть!» А если и не повторяем, все равно чувствуем то же самое. И в этом выражается то, что нам ближе всего, поскольку человек старается пребывать там, где ему лучше.

Но ведь не всем хорошо в храме! Кому-то хорошо на рок-концерте или дискотеке, для кого-то хулиганские выходки — привычная и приятная стихия. Подобную череду сравнений можно продолжить. Люди находят успокоение и радость в разных действиях, часто прямо противоположных друг другу. А мы, дорогие братья и сестры, можем ли сказать, что нам хорошо в храме и нигде больше?

Ведь иногда человек приходит в храм и в нем заставляет себя молиться, а на самом деле ему хорошо перед телевизором, когда он в уютном кресле смотрит фильм или слушает музыку. Ему хорошо там, а в храме он словно поневоле. Состояние благости, внутреннего мира, покоя и гармонии показывает, какой дух в нас живет. Если нам хорошо в храме и мы стремимся сюда, значит, нас сюда влечет благодать Божия, и Дух Божий живет в нас. Если же в храме мы чувствуем себя как в темнице, и идем в него по просьбе близких или в соответствии с традициями, но хорошо нам по-настоящему в других местах, значит, Христос еще не коснулся нашего сердца, и Святой Дух еще далеко, Он не посетил нас.

Но чтобы становиться лучше, нужно преображаться. Слово «преображение», которое мы видим в Новом Завете, являет нам удивительную реальность, и прежде всего она имеет отношение ко Христу. Но в христианской традиции Преображение — не только Преображение Спасителя, изменение Его внешнего вида и Его осияние Небесным Светом. Преображение — это и обозначение процесса, пути, которым идет христианин: вверх, вперед, к свету. Если мы идем в этом направлении, то есть надежда, что не все потеряно, и если мы стремимся к Богу, значит, впереди мы видим свет Преображения Господня. А если в нас живут другие ценности и устремления, то, значит, мы отворачиваемся от преображения и идем в другую сторону — в темноту, в ад, к смерти.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, осознавать, каким духом мы вдохновляемся, какими ценностями живем, задумываться о том, что нам ближе. Будем стремиться, превозмогая житейские соблазны, к Богу, свету, к преображению наших душ и телес!

* * *

Каждый человек призван к преображению собственной души и жизни. Восхождение к преображению — это труд, но благодаря его плодам преображение может коснуться не только самого человека, но и его окружения. Так, вспоминаемый сегодня король Венгрии Стефан I, прославленный в лике святых, с самого начала своего правления положил курс на ​ крещение Венгрии, продолжая тем самым устремления своего деда и отца. Несмотря на то, что он был облечен властью, он был внимателен к людям, милосерден, помогал неимущим, был милостив к своим врагам. Благодаря ему со временем стали изменяться и взгляды его подданных — а ведь это были 120 различных племен, «необузданный народ», еще недавно разорявший набегами половину Европы. Ныне Стефан I— самый почитаемый из венгерских святых, и его личность оказала ключевое влияние на распространение и укрепление христианства в Венгрии. Этот святой дает пример того, что надо неустанно двигаться к собственному преображению, на каком бы месте не находился человек — от простого труженика до правителя целой страны.

Видео - "Михайлов ТВ"

 

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"