Для кого уготовано Царство Божие. Литургия в Успенском соборе

.

26 августа, в день отдания праздника Преображения Господня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

Архипастырь в наставлении после богослужения обратился к словам Евангельского отрывка, читавшегося в храме, и пояснил, что эти слова значат и как нужно их правильно понимать в плане урока для жизни каждого христианина:

– На страницах Евангелия, дорогие братья и сестры, мы многократно встречаем места, рассказывающие об обличении книжников и фарисеев, священников и первосвященников еврейского народа. Вспомним, как Иоанн Предтеча бичевал своих современников: «Порождения ехидны! Кто внушал внушил вам бежать от будущего гнева?».

Господь также в Своих проповедях бичевал книжников и фарисеев. И очередной пример такого жесткого отношения к ним мы видим в сегодняшнем Евангельском чтении. В этом кратком отрывке апостол Матфей приводит нам следующие слова Спасителя: «отнимется от вас Царство Божие». Непонятная, на первый взгляд, фраза. Неужели Царство Божие является собственностью книжников и фарисеев? Ведь иначе как можно отнять у них то, что их собственностью не является?

С нашей точки зрения Царство Божие уготовано избранным людям, заслужившим его своей жизнью. Но в те далекие времена бытовали другие представления. Евреи считали, что они – избранный Богом народ, и они, как участники Завета с Богом, являются прямыми наследниками Царства. И суд их ожидает особый и милосердный. Язычников же, по их мнению, Господь будет судить по всей строгости, поскольку они не знают истинного Бога, Его заповедей и не служат Ему.

Вот такие представления были у ветхозаветных жителей Израиля. Они считали, что Царство Небесное – то состояние или место, которое предназначено, прежде всего, для них. Они уже воспринимали Царство Божие как свою собственность, свою будущую судьбу. И тут из уст Господа звучит совершенно противоположное – «отнимется от вас Царство Божие»! Тем самым Спаситель указывает, что Царство Божие люди наследуют не по каким-то этническим принципам или избранию, но по любви человека к Богу и жизни по Его заповедям. Пример есть в притче о Страшном суде. В ней в качестве критерия вхождения в Небесное Царство указываются добрые дела по отношению к ближним.

Но ведь и мы, дорогие братья и сестры, можем поймать себя на подобной мысли! И для нас бывает характерно восприятие Царства Божия как того, что наследуют, прежде всего, христиане, люди, служащие Богу, ходящие в храм, такие, как мы с вами. И рядом с этим представлением закономерно соседствует и недоумение: разве могут быть наследниками Небесного Царства люди, которые не знают Бога, не крещены в честь Святой Троицы, не посещают храм, не причащаются и вообще чужды благодати Святого Духа!

Но судьбы Божии для нас неисповедимы. И как Господь наказал Ветхий Израиль, так Он может наказать и любого человека, и целые народы. Господь дает Свое Царство не по принципу родства или наследия поколений. Тут главный принцип – в том, является ли для человека Христос главной ценностью жизни, а Царство Небесное – желанным уделом, к которому он стремится и к которому уже здесь, на земле, можно быть отчасти причастным.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, не повторять ошибок книжников и фарисеев, не воспринимать Небесное Царство как место или состояние, куда автоматически должен попадать каждый христианин, в том числе и мы с вами. Дай нам Бог серьезного и трепетного отношения к теме спасения, желания спасаться здесь, на земле, в служении Богу и в соблюдении Его заповедей.