Литургия в день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя

.

29 августа Церковью вспоминается Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В день праздника митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления, а также молебна перед началом учения, совершенного в этот же день, доступны в записи).

Событие, которому посвящено нынешнее торжество, состоялось в 944 году. О необычной истории этого нерукотворный образ Спасителя и правильном отношении к иконам владыка говорил в наставлении после богослужения:

— Все мы, дорогие братья и сестры, посещаем наши православные храмы, которые наполнены множеством священных изображений. А часто ли мы задумываемся над тем, как происходит рождение художественных произведений? Обычно, чтобы создать какую-то картину, например, пейзаж, автор наблюдает за природой и затем запечатлевает ее виды или состояния в своем творчестве. Таким же образом происходит и создание человеческого портрета. Художник смотрит на модель и изображает ее на своем полотне.

А как же совершается творчество в области священного, как создаются иконы, картины на религиозные темы? В принципе, таким же образом.

Иконописцы изображают на подготовленных досках то, что было явлено человечеству. В Священном Писании есть такие слова: «Бога не видел никто никогда». Бог действительно невидим, непостижим. Мы видим порой в некоторых храмах иконы с изображением Бога-Отца в образе Ветхого Старца или Святого Духа в виде голубя, но, строго говоря, такие изображения Бога (все, кроме Иисуса Христа) не являются вполне каноничными.

Мы изображаем только Иисуса Христа, как пришедшего во плоти. Бог пришел на землю в человеческом образе и отныне Он может быть изображен.

Сегодня мы, дорогие братья и сестры, почитаем и вспоминаем нерукотворный образ Спасителя. Церковь рассказывает нам о некоем чудесном событии, совершимся во времена жизни Иисуса Христа. Тогда царь по имени Авгарь из Едессы заболел и послал художника, чтобы тот изобразил Лик Спасителя. Художник не смог справится со своей миссией, но Господь, умыв Свое Лицо и отерев его платом, оставил на нем Свое изображение. Этот образ и был потом принесен в Едессу. Царь Авгарь исцелился по молитве подле него, и уже в позднейшее время святыня, как считается, была перенесена из Едессы в Константинополь. В честь этого и установлен праздник, который мы ныне встречаем.

Итак, в нашей духовной традиции мы изображаем то, что было явлено на земле. Потому изображается Иисус Христос, Сын Божий, пришедший во плоти, но не изображается ни Бог Отец, ни многое другое из того, что было явлено на земле. Мы порой видим в храмах изображения того, что видели пророки, святые. В храмах изображаются ангелы, херувимы в том подобии, в котором они являлись людям. Так что можно сказать, в Церкви не допустимо художественное воображение, такое, скажем, когда люди начинают изображать ангелов в виде амуров и так далее.
В Церкви существуют свои строгие правила.

Конечно, кто-то может сказать, что большинства людей эти темы не особо касаются, ведь мы молимся перед теми иконами, которые были написаны, но сами не занимаемся художественным творчеством и не пишем икон. Да, это так, но нередко люди не на полотне, но в своем воображении рисуют себе картины, якобы имеющие отношение к миру духовному. Церковь предостерегает своих чад от использования воображения на молитве и во время духовного созерцания. При этом человек, находясь, например, где-то в транспорте, может представлять перед собой икону, канонический образ, находящийся в известном ему храме или у него дома, чтобы не рассеиваться и мысленно собраться. Это допустимо и возможно. Но не допустимо рисовать в своем воображении какие-то якобы духовные картины, которые спонтанно может представить себе человек, потому что сила воображения может увести далеко от объекта молитвы и мира духовного.


Святые отцы всегда учили нас трезвому отношению к духовному миру. Мы молимся перед иконами, поклоняемся им, но не служим. Икона — это не Бог, это образ и некое окно в духовный невидимый мир, соединяющее нас с этим миром. Но сама икона никоим образом не является частицей Божества. И когда люди говорят, что «икона Богородицы нас хранит» или «икона Спасителя оберегает», это, фактически, неверно. Нас хранит не икона, не те или иные краски, но Богородица, Господь Вседержитель. Или когда люди спрашивают о том, какой иконе поставить свечку и помолиться, они тем самым начинают обожествлять икону.

Мы ставим свечи возле иконы, молимся перед ней, но не ей. Эти нюансы, на первый взгляд незначительные, имеют на самом деле важное догматическое значение, потому что они формируют строй нашей духовной жизни. Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, правильного отношения к священным изображениям, будем почитать образы Спасителя, Богородицы и святых, не забывая о том, что это — своего рода окна в мир духовный. Будем молиться перед ними в надежде получить помощь от Господа, Богородицы и святых.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"