Литургия в день памяти преподобного Аврамия Смоленского

.

3 сентября митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.
В наставлении после богослужения владыка обратил внимание своих слушателей на тему непонимания, с которой часто приходится сталкиваться верующим, и в качестве примера привел житие преподобного Аврамия Смоленского, вспоминаемого Церковью в этот день:

— Господь наш Иисус Христос во время Своего земного служения часто встречался с непониманием со стороны окружающих людей. Его не понимали и осуждали фарисеи за то, что Он, в отличие от Иоанна Крестителя, ел и пил с грешниками. Его не понимали израильские учители, поскольку Он говорил вещах, недоступных их разумению, и свидетельства о таких фактах мы часто находим в Евангелии.

Например, в беседе с Никодимом Христос говорит о том, что человек должен родиться свыше, и только тогда он сможет войти в Царство Небесное. Когда же Никодим выражает непонимание, Он говорит — «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?».

Мы видим, что не только фарисеи, книжники и израильские мудрецы не понимали Христа. Его не понимали и ученики. Апостол Филипп говорит — покажи нам Отца, и довольно будет нам! На что Христос отвечает: «Филипп! Видевший Меня, видел и Отца». Апостолы Иоанн и Иаков и стали просить, чтобы Он даровал им особые места в Его Царстве, справа и слева от Него, конечно, подразумевая под Царством земное владычество.

Он сказал им — «вы не знаете, чего просите». Таким образом, мы видим ужасающее непонимание со всех сторон, и особенно явным оно становится на страницах Евангелия от Иоанна, в котором часто подчеркивается человеческое непонимание слов и действий Спасителя.

С таким же непониманием часто встречались и ученики Христовы, Его последователи. В частности, сегодня мы прославляем память преподобного Авраамия Смоленского, удивительного человека, жизнь которого особо показательна в плане отсутствия понимания со стороны окружающих. У его родителей было двенадцать дочерей, и с рождением долгожданного сына они стали надеяться, что он станет продолжателем их рода. Но когда они скончались, будущий святой раздал свое имущество нищим, храмам и монастырям и стал подвизаться как юродивый. Затем он пошел в монастырь и трудился там. Путь его был труден. Через какое-то время его убедили стать иеромонахом, и он согласился, став строгим ревнителем и духовником. Он каждый день совершал Божественную литургию, но многие не понимали этой ревности и строгости. Некоторые даже начали обвинять его в разных согрешениях, вплоть до ереси. Состоялся суд, на котором он был оправдан — выяснилось, что его не в чем было обвинять.

Но были в его жизни случаи, когда даже собратья-монахи восставали на него и ему приходилось уходить из обители. На какое-то время его духовный друг, епископ, даже был вынужден отстранить его от совершения богослужений, но наступила пагуба, засуха, почти прекратились дожди и начались пожары. Когда же ему вновь разрешили служение, это проклятие, постигшее землю, ушло.

Так вся жизнь его прошла под гнетом человеческого непонимания. Он радел о Боге, старался сеять Небесное Царство, а толку! Почти никто его не понимал и не хотел слушать.

И каждый из нас, дорогие братья и сестры, из своего опыта может привести примеры того, как ближние и дальние его не понимали. Особенно остро это проявляется в вопросе веры в Бога. Очень часто бывает, что человек верит и старается жить по вере, а люди не понимают этого. Не нужно смущаться, обращать внимание на такое отношение. Это диавольские козни, диавол действует через человека, чтобы отвратить его от пути спасения. Такое непонимание характерно для окружения всякого человека, который стремится жить по-христиански.

Дай Бог нам всем, дорогие братья и сестры, не смущаться, видя подобное непонимание, не обращать внимания на слова, пусть они даже исходят из уст наших ближних. Ведь у нас есть один Источник жизни, света и разума — Господь наш Иисус Христос.