Все мы — должники у Бога. Литургия в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, 5 сентября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

За богослужением в этот день читалось Евангелие, содержащее притчу о двух должниках. Пониманию этой притчи, отношению к теме долга владыка посвятил наставление после богослужения:

— Одна из отличительных особенностей жизни современного человека — это жизнь в кредит. Во многих странах человек, начав работать, покупает в кредит дом и потом на протяжении многих лет с ним расплачивается. Мы видим ту же самую реальность и у нас в стране. Кто-то берет деньги, добропорядочно рассчитывая потом их отдать, а кто-то и не думает возвращать полученное. А иные, видя неудачные примеры кредитования, вовсе зарекаются связываться с этой темой, предпочитая жить тем, что у них есть.

В любом случае, взял ли человек кредит или нет, должником он является. Все мы — должники у Бога, от которого получили самый главный дар жизни, а также здоровье и прочие блага, которыми владеем и наслаждаемся. Нужно иметь это в виду. Материальные средства, которые люди получают в кредитных организациях, мелочи по сравнению с теми дарами, которыми наградил нас Господь.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали удивительную, пронзительную притчу о двух должниках. Один из них, получив прощение огромного долга, тут же стал требовать у своего должника вернуть ему совершенно незначительную сумму. В итоге господин этого жадного раба, не желающего прощать крохотный долг, повелел отдать его в тюрьму и взыскать с него огромный долг, что который был на нем.

Этот образ, дорогие братья и сестры, напоминает нашу жизнь. Мы часто ропщем на тех, кому помогли деньгами или поддержали иным образом в трудную минуту, ожидая от них возвращения этого «долга», когда нам это нужно. При этом мы часто не думаем, что сами должны гораздо больше должны Богу, Источнику жизни, от которого мы получили все.
Эта притча — образ жизни современного человека и наша реальность. Мы должники, но прощать долги другим мы не хотим.
Но означает ли это, что мы должны прощать в любой ситуации все и всем? Мы живем в падшем мире, где существуют определенные нормы и правила. И притча, о которой мы говорим, напоминает даже не о личных долгах таковых, хотя и о них тоже, но о прощении прегрешений и обид, наносимых нам нашими ближними.

Другое дело, если речь идет не о наших личных должниках, а тех, кто своими действиями нарушает общественный порядок. Так, когда князь Владимир принял Христову веру, он сначала не хотел наказывать даже преступников. Ему казалось, что нужно прощать всех, но в этой ситуации его стали увещевать священнослужители. Они говорили о том, что нужно наказывать преступников
Так что тема прощения грехов прежде всего связана с личным аспектом, прощением личных обид, но никак не поступков или даже преступлений, угрожающих человеческому общежитию, существованию народа и государства. Нужно всегда с рассуждением подходить к этому вопросу и прощать, прежде всего, тех, кто причиняет ущерб лично нам.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, правильного понимания ситуации, осознания того, сколь много мы должны Богу, и готовности всегда прощать наших личных обидчиков.

Видео - Рязанская епахиальная телестудия "Логосъ"