Архиерейское богослужение в Милостиво-Богородицком монастыре

.

Одна из святынь Кадомской земли — Милостиво-Богородицкий монастырь. 10 сентября Божественную литургию в обители возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Василия.

«Город Кадом — чисто православный город, его жители набожны и усердны к храмам Божьим. Город Кадом — счастливый город. Батюшка отец Серафим Саровский говорил, что Матерь Божья однажды видимым образом являлась в этом городе – благословила Кадом и доселе хранит его. Для поддержания благочестия основала здесь женский монастырь... ». Это строки из «Описания Кадомского монастыря» Иоанна Кобякова.

Примечательно, что преподобный Серафим Саровский знал своего современника, уроженца Кадомской земли преподобного Германа Аляскинского, который в этот день вспоминался в обители особым образом. Оба угодника Божия одновременно поступили в Саровский монастырь (это был 1778 год) и в их образах есть немало схожих черт — это подвижники одного поколения, одного духа. Только святой Серафим остался в Сарове, а преподобный Герман отправился на далекую Аляску.

Об этом служении святого Германа и о том, чему может поучиться у него любой верующий, говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

— Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем память уроженца Кадомской земли, дивного старца, миссионера, проповедника и простого инока, преподобного Германа Аляскинского.

Будучи уроженцем сих мест, он возжелал монашеского жития. Господь в итоге привел его в Валаамскую обитель, откуда он был отправлен в далекую Америку.  Поначалу он трудился и подвизался в числе рядовых членов Духовной миссии в Америке, пока не случилась трагедия: начальник миссии вместе со своими спутниками погиб в морской пучине.

В Америке остался инок Герман. Фактически, на его плечи легло управление Духовной миссией, и именно он стал тем человеком, который сеял семена веры в сердца местных жителей.

Показательны примеры того, как несли местным жителям слово Божие разные народы. Представители других конфессий, католики и протестанты, часто очень жестоко обращались с местными жителями. Даже Ватикан был вынужден издать документ, указывающий на человеческое достоинство представителей коренных народов Америки. Настолько пренебрежительным было отношение белых людей к тем, кто имел другой цвет кожи, что приходилось указывать им на то, что рядом с ними — не животные, а тоже люди.

Подход преподобного Германа был совершенно иной. Он говорил о себе так: «Я – нижайший служитель местных народов и их нянька».

Если представители других народов или других конфессий приходили на Американский континент не только с Христом, но и с огнем и мечом, уничтожая местное население и борясь за свои экономические интересы, то преподобный Герман действовал, как Христос. Он взял за образец Христову любовь к людям и стремился не господствовать над ними, но служить им, неся слово веры. Его усилиями было крещено несколько тысяч людей. Его труды дали обильную жатву, которая видна до сих пор. На Аляске стоит большое количество православных храмов. Они появились благодаря русским миссионерам и, прежде всего, преподобному Герману Аляскиному, который стал первым святым Американской Церкви.

Алеуты и другие местные жители сохранили в своих сердцах благодарную память о святом Германе и других своих наставниках. И многие сейчас, даже не зная русского языка, пользуясь английским, в том числе на богослужениях, по-русски говорят, обращаясь друг к другу – «С праздником!» и используют некоторые другие русские выражения.

Любовь – это великая сила, это самое сильное оружие, которое только можно найти в мире. В последнее время мы видим, как на Американском континенте меняются приоритеты, низвергаются и разрушаются памятники многим историческим деятелям, Аврааму Линкольну и другим. В отличие от них, людей, живших по другим стандартам и правилам, преподобный Герман сеял вокруг себя любовь и ее пожал в сердцах благодарных местных жителей, которые свято хранят память о нем.

Конечно, свято храним память о нем и мы, живущие в местах, где родился и провел детские годы будущий просветитель народов Америки. Мы верим, что в своих молитвах он предстательствует не только за американскую землю и людей, которых он там привел к вере и их потомков, но и за нас, живущих в пределах Рязанского края. Мы молимся и взываем к нему – «Преподобне отче наш Германе, моли Бога о нас!».

Заповедь преподобного Германа и его наследие – урок того, как нужно жить и относиться к своим ближним. Жизнь как служение – вот девиз, которым он руководствовался на протяжении всего земного пути и который принес обильный плод. Дай Бог и всем нам, дорогие братья и сестры, жить, служа своим ближним, заботясь о них, как заповедал наш Господь и Учитель Иисус Христос.

Владыка Василий поблагодарил митрополита Марка за радость совместной молитвы и тоже обратился к теме подвигов преподобного Германа, который, по словам предстоятеля Касимовской епархии, для каждого священника являет образец миссионерства, дара слова, вдохновенной проповеди, близкой и понятной людям.

— Зная как Вы, владыка, трепетно относитесь к проповеди, стараясь все донести до людей, объяснить, представляется особенно важным, что Вы говорили сегодня о преподобном Германе, и что этот угодник Божий, живший в глубинке, как иногда говорят, «на окраине мира», оказался святым, которого знают по всему миру, — подчеркнул владыка Василий. — Вот так что-то, казавшееся на первый взгляд неизвестным и далеким, оказывается важным и ценным.

По окончании литургии архипастыри, пастыри и миряне посетили экспозиции, посвященные 270-летию со дня рождения преподобного Германа, и стали участниками церемонии открытия в Кадоме памятника, посвященного святому.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

 

Фотограф - Вадим Затухин