Во что мы верим: митрополит Марк провел беседу, посвященную Символу веры

.

10 ноября в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани состоялась очередная встреча в рамках духовно-просветительского лектория. Беседу,  на этот раз посвященную Символу веры, проводил митрополит Марк.

Однако прежде чем перейти собственно к анонсированной теме, владыка сделал небольшое отступление, сообщив довольно приятную новость: поскольку к беседе привлекаются все присутствующие, то трое из них, наиболее активно участвующие в общении и правильно ответившие на вопросы, получат в подарок по серебряному крестику.

Сама беседа началась с неожиданого вопроса: архипастырь предложил собравшимся рассказать о том, какое у кого кредо. Ответы были разные – доброта, семья, труд. И лишь одним из последних прозвучало слово «вера».

Кредо по-латыни значит «верую»

Именно так переводится это слово. И с него, со слова «верую», начинается символ веры на латинском языке.

«Доброта, порядочность, милосердие, труд – все это, конечно, прекрасно и нужно. Но вся эта вера без веры в Бога не имеет никакого основания.  Все это пустое без веры в Бога» - подчеркнул архипастырь.

Что такое Символ веры?

Ответ на этот вопрос тоже прозвучал не сразу. Общими усилиями все-таки был сформулирован ответ – что вера это краткое и точное изложение веры. Владыка добавил, что само слово «символ» - греческое, означает оно «соединять, складывать». Но применительно к вере на Востоке это слово стало применяться не сразу, будучи характерным больше для Запада. На Востоке предпочитали использовать термин «изложение».

Когда появился Символ веры?

В первом ответе из зала прозвучала версия – на Первом Вселенском соборе. Но это не совсем верно. Как уточнил митрополит Марк, краткое изложение веры содержится уже у апостола Павла, когда он пишет о вере христиан в то, что Христос умер за грехи человечества, воскрес и придет судить мир. Мы сейчас используем Никео-Цареградский Символ, составленный последовательно на Первом и Втором Вселенских соборах.

Для чего нужны Символы веры?

Ведь, казалось бы, у нас есть Евангелие – книга жизни, которая была, по сути дела, написана Святым Духом. А зачем нужны еще какие-то изложения веры?

Одна из слушательниц, Маргарита, предположила, что краткое и точное изложение веры потребовалось для тех, кто только приходил в Церковь. С Маргаритой было согласно большинство присутствующих, но все-таки более правильный ответ – ереси. Именно их возникновение послужило основной мотивацией для выработки Символа веры. «Как на поле вырастет картошка или огурцы, и тут же появляются сорняки, так и в душах людей с верой могут произрастать, как сорняки, ереси», - образно объяснил владыка Марк.

Ересь буквально означает «выбор». И в данном случае это выбор, который отличается от мнения, учения Церкви. То есть люди вместо Истины выбирали ересь, выбирали не-истину, ложь.

Какие ереси существовали до первого Вселенского собора?

При ответе на этот вопросы отличились воспитанницы Рязанского епархиального училища, посетившие нынешнюю встречу. Манихейство, гностицизм, монтанизм – это одни из заблуждений, искажавших учение Церкви в период до созыва Первого Вселенского собора. Таким образом стала очевидна необходимость выработать изложение существа веры. Ведь в то время большинство людей не умели читать, писать, и им надо было четко и ясно рассказать – кто такой Христос, в чем состояла Его Миссия, и так далее.

В чем причина составления Никейского Символа веры?

Арианство. Именно эта ересь, охватившая огромное количество верующих, в том числе многих епископов, ставшая серьезной угрозой сохранения Истины в Церкви, была причиной созыва Первого Вселенского собора в Никее (по наименованию города и был назван составленный на Соборе Символ веры).

Выяснилось, что немногие представляют себе точно – а кем был Арий, и в чем состояло существо его заблуждения?

Тут вновь отличились студентки епархиального училища: они проходили курс Истории Церкви и поэтому могли рассказать, что Арий был пресвитером из Александрии (слово «пресвитер», как выяснили тут же на беседе, применяли, в дословном переводе, к старейшим священникам). Кстати, за этот ответ одна из девушек получила первый из тех самых трех серебряных крестиков.

Так в чем же смысл лжеучения Ария? Чем оно отличалось от учения Православной Церкви?

«Он отрицал Святую Троицу» - предположил кто-то из слушателей. Да, действительно, Арий разрушал учение о Святой Троице, но через конкретное лжеучение о Спасителе. Арий учил своих последователей, что было такое в время, когда Спасителя не было. Ведь сказано о том, что Иисус Христос рожден от Отца. То есть Арий говорил так: было время, когда Христа не было, не было Слова Божия. Слово Божие сотворено, и Иисус Христос тоже сотворен. А когда он вошел в Иордан, Он воспринял особую силу, но не в смысле существенном, а по благодати. Арий отрицал вечность Сына Божия, называя Его творением.

Заблуждение Александрийского пресвитера многих совратило со следования по пути Истины. Даже в двух соседних городах могли быть епископы: один – православный, другой – сторонник арианства.

Тогда было решено выработать общее решение, и для этого - собрать всех епископов.

Когда стали созываться Соборы?

Собор изначально воспринимался в Церкви как собрание епископов из разных городов и стран. Такая формула существовала еще с первых времен христианства, с Апостольского собора в Иерусалиме, на котором обсуждались вопросы принятия в Церковь язычников (первым из которых стал упомянутый в Священном Писании сотник Корнилий). На апостольском соборе были приняты решения о том, что нужно воздерживаться «от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите». Обрезание и другие предписания Ветхого Завета были признаны необязательными.

И еще о Первом Вселенском соборе

Собор был созван в 325 году в городе Никее императором Константином. Он же председательствовал на Соборе. Интересная деталь – властитель империи тогда еще не был сам крещен.

А Вселенским этот собор был назван, потому что там собрались люди из всей христианской вселенной, всех народов, всех стран – епископы, либо их представители.

Символ веры был дополнен на Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Константинополь еще назывался Царьградом, поэтому и Символ стал называться Никео-Цареградским.

Один из наиболее активных участников лектория в этот день, Александр, отметил, что Символ веры не сразу получил распространение. Во всеобщее употребление Никео-Цареградский Символ веры стал входить после Халкидонского собора, где были приняты определения о соединении двух природ во Христе, Человеческой и Божественной (неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно).

Текст Символа веры

Собственно, к тексту подошли только ближе к концу встречи.

«Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя…» - так начинается Символ веры. И первое слово, «верую», тоже требует объяснения. Одна из слушательниц привела слова апостола Павла – «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть уверенность в невидимом, как в видимом, и в желаемом, и ожидаемом, как в настоящем.

«Верую, ибо абсурдно»

Владыка Марк задал вопрос: кто сказал эти слова? Тут опять пригодились знания студенток епархиального училища, одна из которых дала правильный ответ: выражение принадлежит Тертуллиану. За верный ответ владыка вручил девушке второй из трех крестиков.

Но вот объяснить эти слова оказалось уже сложнее. В чем смысл утверждения Тертуллиана? В том, что с точки зрения логики и законов природы, невозможно объяснить, как и почему воскрес Христос. Это чудо и является фактом веры, а объяснить его полноценно невозможно. Поэтому мы и говорим «верую», а не «знаю».

Вера – это доверие: этот тезис выдвинул один из слушателей. Митрополит Марк особо отметил эти слова: ведь, например, в еврейском языке слово «вера» означает не просто «верую, предполагаю», но и – «доверяю».

Итог

Мы не можем познать все. Поэтому то, что мы не можем объяснить в совершенстве, является предметом нашей веры. Ее основные положения зафиксированы в определениях Вселенских соборов, и сейчас православные христиане используют изложение веры – Никео-Цареградский Символ веры, окончательно вошедший в употребление после Четвертого Вселенского собора.

И главное, о чем не должны забывать православные христиане – это единство, которое мы черпаем в учении святых отцов, учителей Церкви.

На последующих встречах с митрополитом Марком в стенах Иоанно-Кроншадтского храма тема будет продолжена!

А последний из трех серебряных крестиков общим решением присудили Александру – активному участнику беседы, ответившему на многие вопросы, поставленные в ходе нынешней встречи.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Артемий Жарёнов