Пример учительства: первоверховные апостолы Петр и Павел

.

Слово митрополита Марка в день престольного праздника Петропавловского храма поселка Старожилово.

Праздник апостолов Петра и Павла, дорогие братья и сестры, – прекрасный и радостный день. И таковым он является не только потому что это завершение поста, но и потому что это праздник двух удивительных людей.

В жизни каждого человека есть свой учитель. Возрастая, мы соприкасаемся с новыми явлениями и знаниями. В школах разные преподаватели учат нас различным наукам, но в этом плане учительство является, можно сказать локальным, ведь каждый преподаватель трудится на своем месте: в конкретном городе, университете или школе. Причем не каждый, кто знакомит нас с новыми знаниями, является учителем в полном смысле этого слова, поскольку столь высокое звание предполагает, что человек не только учит чему-то в рамках предмета, но и является примером жизни, авторитетом для учеников.

Сегодня во время богослужения мы многократно с вами слышали такое выражение в отношении апостолов Петра и Павла – «вселенныя учителие». Представляете масштаб? Учитель для одного-двух классов или для вселенной!

Учители Вселенной… Этот эпитет позволяет нам понять весь масштаб служения апостолов Петра и Павла. Причем каждый из них, если можно так выразиться, имел свой особый педагогический подход. Апостол Петр был человеком малограмотным, он происходил из простых рыбаков, не обладал особым красноречием и в этом смысле его служение можно уподобить служению пророка Моисея, который был «гугнивым», то есть заикающимся. Зато апостол Петр обладал удивительной силой духа и ревностью в служении Богу. На протяжении земной жизни Спасителя он много раз говорил о своем желании отдать за Христа свою жизнь, но потом, хотя и отрекся от Него, покаялся и ревностно продолжил свое служение.

В книге Деяний святых апостолов мы видим многие удивительные чудеса, совершенные апостолом Петром. Когда он проходил мимо болящих, даже его тень исцеляла их. А помните удивительное исцеление хромого от рождения человека? Он просил милостыню, а Петр ему сказал: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И человек встал и пошел! Удивительная сила дерзновения и чудотворения.

У апостола Павла мы видим несколько другое направление служения. Он – ритор, происходил из фарисеев, был блестяще образован, и хотя принадлежал к еврейской среде, но не был чужд и греческой образованности. Книга Деяний святых апостолов повествует о его путешествиях по разным странам. Он бывал на территории современных Греции, Турции, Кипра, в Риме, где и закончил свое земное служение. Он был мастером слова и тоже потрудился во славу Божию на ниве проповедования благой вести.

Вот два человека, которые прославляются Церковью как вершина учительства. Но учитель – это не просто проповедник веры, не только преподаватель. Каждый человек должен быть учителем – для своих детей, своих духовных чад, родственников, близких, знакомых… Это призвание христианина, быть учителем, подражать великим учителям, нашему Учителю Господу Иисусу Христу и апостолам. И неслучайно в Церкви есть такое понятие как «равноапостольный». То есть учитель, который потрудился подобно святым апостолам.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы быть учителями. А для этого не обязательно иметь блестящее образование, но непременно нужно обладать силой веры и молитвы, и это не будет чем-то ущербным в сравнении с обладанием блестящим образованием. Дай Господи и нам всем быть причастными к подвигу учительства, хотя бы в своем небольшом кругу, и в этом смысле подражать учителям Вселенной Петру и Павлу.

12 июля 2022 года