Об общении с закоренелыми грешниками

.

Слово митрополита Марка в день освящения Преображенского храма Пронского Спасо-Преображенского монастыря.

В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали удивительные слова Христа, сказанные Его оппонентам.

Господь столкнулся с тем, что Его осуждали самые благочестивые люди своего времени – фарисеи. Для них целью жизни были исполнение Божьего закона. С особым тщанием они относились к таким понятиям, как чистота, неукоснительное исполнение всех правил, норм и требований ветхозаветного закона. И для человека благочестивого было непонятно, зачем нужно общаться с людьми, чей образ жизни был связан с грехом. Что может хорошего выйти из общения с теми, чье поведение можно назвать предосудительным? Поэтому фарисеи и не общались с мытарями, что неудивительно – тогда даже само слово «мытарь» уже было нарицательным.

Господь же не обращал на все это внимания и общался с ними. Конечно, Он имел иммунитет ко греху как Сын Божий, безгрешный Богочеловек. И отвечая на возражения оппонентов, Господь говорит, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные, и что Он не праведных пришел спасти, но грешных.

Действительно, это серьезный вопрос – а можно ли и нужно ли общаться с грешными людьми. Русская пословица «с кем поведешься, от того и наберешься» сохраняет свою актуальность: если мы будем общаться постоянно с грешными людьми, слушать их речи, оправдывающие злые дела, то это может привести нас к определенной деформации личности. Постепенно мы начнем перенимать их язык, образ мышления и действий.

Так что же, совсем не общаться с людьми, поведение которых внушает нам соблазн? Для начала мы должны вспомнить, что нельзя никого гнушаться, поскольку и самый закоренелый грешник сохраняет в себе образ Божий. Другой вопрос – с какой целью общаться и о чем говорить. Очевидно, что общаясь с грешником на интересующие его темы, убеждая его, что не нужно прилагать никаких трудов к исправлению, ведь Господь милостив и все простит, перенимая его привычки, мы ни к чему хорошему не придем. Если же мы, общаясь с людьми, ведущими предосудительный образ жизни, будем пытаться их наставить, вразумить, утвердить на пути правды, посеять в их души ростки слова Божия и стремления к Богу, то принесем пользу и нашим собеседникам, и себе самим, поскольку человек, обративший грешника к покаянию, делает великое дело.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, во-первых, никого не призирать, никого не гнушаться и, во-вторых, общаясь с разными людьми, стараться жить жизнью христианина, не поддаваться лукавым искушениям, которые могут следовать из общения с людьми, ведущими порочный образ жизни.

22 октября 2022 года