Встречая Христа: что принести, кроме ветвей деревьев

.

Слово митрополита Марка в праздник Входа Господня в Иерусалим.

 

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, в день великого праздника Входа Господня в Иерусалим, верующий народ, как и не очень верующий, спешит в Божий храм. И мы видим особое стечение народа, людей, которые несут вербы, или пальмовые ветви, у кого что есть. Они приходят в храм для того, чтобы помолиться и, как говорят многие, освятить вербы.

В чем же смысл этих знаков, этих символов? Представьте себе такой пример. Люди, которые воспитывались еще во времена Советского Союза, помнят, как в дни Первомая многие несли в своих руках красные флажки. А сейчас многие в дни праздников, в День Победы носят георгиевскую ленточку. В чем смысл этой символики? В том, что человек стремиться быть причастным к победе. Когда речь идет о знаках победы, о символах победы, о георгиевской ленточке, или о знамении Победы, то люди подчеркивают свою связь, свою солидарность с делом отцов и дедов, которые победили страшного врага.

Ваия или верба имеет точно такой же смысл. Верба – это знамение победы Христа над смертью. В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова евангелиста Иоанна, который говорил о том, что люди именно потому встречали Христа, встречали как царя, как героя, как победителя, потому что видели Его победу над смертью. И как знамение этой победы, Как символ ее, они взяли в свои руки пальмовые ветви, - для того, чтобы прославить Победителя смерти.

И мы сегодня поем тропарь, в котором превозносим и восхваляем Христа именно как Победителя смерти. И наши вербочки, наши вайи, ничто иное, как знамение победы, только знамение победы не над приходящим врагом. На протяжении истории нашего государства таких врагов было много. Немцы, французы, японцы и так далее... Верба или пальма – это знамение победы вечной, победы Христа над смертью, победы, которая уже была однажды совершена, и совершена не нами.

Господь Сам Своей властью победил смерть, и нам остается лишь последовать Ему, всего лишь идти за Ним следом. Но если мы вновь обратим свои взоры к евангельской истории, то увидим удивительную картину. Те люди, которые встречали Христа с пальмовыми ветвями, через какое-то время распнут Христа на древе. А все потому, что то восхищение, то удивление, то преклонение, которое они испытывали перед Христом, входившем в Иерусалим, оказалось непрочным. Потому что были различные идеалы, ожидания и стремления.

Христос принес человечеству победу над смертью, победу вечную, непреходящую, а они ожидали увидеть Христа Освободителем от иноземного ига, от временной оккупации. А потому «Осанна!» через некоторое время превращается в страшное «Распни Его!»

На протяжении всей предыдущей недели Церковь готовила нас к этому событию. Не случайно сама седмица называлась Цветоносной. И на протяжении всех дней предыдущей недели мы слышали слова песнопений, в которых говорилось о будущей встрече Христа жителями Иерусалима. Мы слышали о том, как нужно понимать эти вайи и в чем смысл этих знаков.

У жителей Иерусалима слишком быстро знаки почитания превратились в символ злобы и ненависти. А не предстоит ли и нам такое искушение? Ведь и мы зачастую поступаем таким же образом. Взять обычную житейскую ситуацию: сначала мы какого-либо человека хвалим, он для нас приятен, мы его восхваляем, а через какое-то время начинаем его осуждать, и нередко дело доходит до ненависти.

Церковь учит нас, чтобы наше преклонение перед Христом не ограничивалось бы символическим принесением Ему ветвей деревьев. Чтобы наша вайя была не только материальным символом, но чтобы мы приносили Христу нашу душу, цветущую добродетелями, произрастающую светом веры во Христа.

Вещественный, материальный символ – приходящий, а добродетели, стяжать которые нас призывает Церковь – вечные. И они пойдут с нами за порог этой земной жизни. Нередко люди приходят в храм и все их внимание обращено именно на эти вещественные символы. Они говорят: батюшка, освятите вербочки! Так говорят и те, кто приходит с самого начала, и те, кто опаздывает в храм и приходит к концу службы. Конечно, важно, что мы несем в своих руках эти символы победы Христа над смертью, что мы не стесняемся подвига Христа, что мы солидарны с Ним. Но если наше преклонение перед Христом будет ограничиваться всего лишь этой веточкой, то мы скоро предадим Христа. Предадим Христа в жизни, отступив от Его заповедей, впадая в различные грехи. Поэтому будем воспринимать этот символ как временный знак. Но главное, к чему мы должны стремиться – это к тому, чтобы встречать Христа и принимать Его и приветствовать Его цветущими добродетелями, произрастающими в нашем сердце. Аминь»