Что такое паломничество? Митрополит Марк открывает серию встреч, посвященную сущности понятий и практики православного паломничества

.

6 октября в лектории Иоанно-Кронштадтского храма Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк провел встречу, посвященную православному паломничеству.

Важной особенностью таких собраний является максимальная включенность слушателей в общую беседу. То есть встречи представляют собой, скорее, семинары, чем лекции. Семинары, на которых каждый может попытаться сформулировать свое понимание проблемы, задуматься над предлагаемой темой. Архипастырь внимательно следит, чтобы люди активно участвовали в диалоге, чтобы им было интересно, чтобы новые знания, малые и большие открытия гармонично укладывались в сознание и систему ценностей адресата.

Очередной лекторий не стал исключением. Прежде чем поделиться своими мыслями о православном паломничестве, Владыка предложил собравшимся самим поразмышлять над такими понятиями, как «паломничество», «паломническая поездка», «паломнический тур». Были высказаны разные мнения, причем все сошлись на том, что паломничество и туризм – понятия разного порядка. При этом о существовании религиозного туризма в зале никто не знал.

«Да, безусловно, правы те, кто сказал, что, употребляя выражение «паломнический тур», человек впадает в противоречие, — отметил Владыка. — Почему? Потому что в этом случае мы соединяем несоединимое, паломничество и туризм. Паломничество – это поклонение святыням. А что же такое тур?.. Вообще туризм – это одно из направлений, которое в нашей жизни занимает все больше места. Люди направляются в другие города, в другие страны, чтобы увидеть иную жизнь, познакомиться с культурой разных народов. Существует образовательный туризм, и оздоровительный, и пляжный. Существует и религиозный туризм, который также в последнее время увлекает все большее число людей».

Вовлекаясь в обсуждение, предложенное Владыкой, иерей Владимир Угрюмов, клирик Христорождественского кафедрального собора Рязани, уточнил, что, по его мнению, «слово паломничество связано в первую очередь с «поклонничеством»: «Можно даже паломника назвать поклонником. То есть он в первую очередь поклоняется святыне. А туризм это все же больше развлечение».

Владыка в ответ заметил, что туризм – далеко не всегда развлечение и предложил определить сущность, значение основополагающих понятий, что позволит выявить принципиальную разницу между туризмом и паломничеством.

Кто такой паломник?

«Само слово паломник, — пояснил архипастырь, — происходит от «пальмовник». Это слово латинского происхождения, звучит как «palmarius» и буквально означает пальмовник. Паломник – сокращенное от слова пальмовник. Его мы обычно и употребляем. Когда в Иерусалиме народ торжественно приветствовал Иисуса Христа как Мессию и сопровождал Спасителя по улицам города, то люди держали в руках или бросали Господу под ноги пальмовые ветви».

«То есть слово «паломник» говорит нам о месте паломничества – Святая Земля, Иерусалим. О времени евангельских событий – канун Праздника Пасхи, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Христовы и, конечно, Праздник Праздников Воскресение Христово. И о благочестивой традиции шествия с пальмовыми ветвями. В древности, когда паломники уезжали из Иерусалима, то в память о Святой Земле, увозили с собой как святыню – пальмовую ветвь. Тогда были серьезные трудности с передвижением, люди не брали с собой большого количества вещей, но только самое нужное. Многие просто даже и не смогли бы себе позволить приобрести дорогую святыню. А пальмовая ветвь каждому была доступна».

Владыка напомнил о таких незаслуженно забытых в современном языке понятиях, как «странник» или его аналог «пилигрим». Латинское peregrines – странник, путник, тот, кто перемещается в пространстве.

«Человек, который отправлялся на поклонение святыни, издревле назвался поклонником, — рассказал митрополит. — И в греческом языке для обозначения паломничества употребляется слово, которое в буквальном смысле означает «поклонничество». То есть если в русском языке мы чаще употребляем слово «паломник» (то есть пальмовник), в латинском языке, английском, используется понятие «пилигрим» (то есть путешественник, странник, человек, который перемещается в пространстве), то в греческом языке слово «паломник» в его буквальном переводе на русский означает «поклонник»!»

Человек служит Богу и поклоняется святыням

Владыка особое внимание уделил пониманию святыми отцами взаимоотношений Бога и человека. Он также просил присутствующих попытаться назвать понятие, которое характеризовало бы эти взаимоотношения. Большая часть людей, сидящих в зале, полагали, что мы, христиане, в первую очередь поклоняемся Богу.

Однако архипастырь напомнил о постановлении отцов VII Вселенского собора, обозначившем отношение христианина к Богу словом «служение».

«VII Вселенский собор определил так: мы служим Богу, а святыне поклоняемся, — подчеркнул митрополит. — Почему Собор принял такое решение? Оно возникло, в частности, как реакция на ересь иконоборчества. Как вы помните, в свое время язычники получили название «идолослужители». То есть те, «кто служит идолам». И упрек, обращенный еретиками в адрес православных христиан, которые поклонялись святым иконам, как раз и заключал в себе подобное обвинение: раньше, мол, были идолослужители, а теперь – иконослужители».

«VII Вселенский собор определил, что мы служим одному Богу. Дело в том, что λατρεία — греческое слово – в переводе означающее служение, несет в себе очень глубокий смысл, который нам сегодня в русском языке во многом недоступен. Мы говорим: «священник служит», «военный служит», но это совсем другое понятие. В греческом языке есть несколько слов, связанных с темой служения. Из них λατρεία обозначает именно служение Богу, высочайшее служение, какое только возможно для человека. Итак: Богу мы служим, а иконам – поклоняемся. И это понятие «поклонение» распространяется на все. Оно относится к мощам, образам, святым местам, Гробу Господню. Мы поклоняемся, но не служим! Это принципиальная разница, которая определена решением Собора».

Паломник и турист. В чем разница?

Когда паломник отправляется в паломническую поездку, то он стремится на поклонение святыням. Он поклонник.

А что главное для туриста? Вот, например, паломник и турист едут вместе в Иерусалим. Паломник едет ко Гробу Господню, в Вифлеем, в Гефсиманию. Ну, и турист – туда же. В чем разница? Для туриста самым главным становится момент визуального контакта. Рассказ экскурсовода. Турист знакомится с архитектурой, историей храма, историей Евангельских событий. Хочет все запечатлеть на фотоаппарат или камеру. А для паломника? Что является самым главным? Главным является, как мы уже сказали, поклонение! То есть суть паломничества – в поклонении святыням. И слово поклонник является ключевым для понимания сути паломничества, для понимания того, зачем паломник посещает святые места.

То есть то, что для туриста оказывается основным, для паломника остается лишь приуготовлением к поклонению. Паломник тоже интересуется Евангельскими событиями, историей святынь и храмов, тоже любуется красотами архитектуры. Но главное для него поклонение: участие в богослужении, молитва, лобызание святыни.

Строго говоря, и «православный экскурсовод» – понятие не вполне верное. В паломнических центрах путешественников встречает «проводник» по святым местам. Это же не экскурсия.

Уподобление монашескому подвигу

Паломника также отличает от туриста определенный настрой. Определенная подготовка. Он берет благословение у своего духовника, готовится к исповеди, к причастию, начинает усерднее молиться.

В каком-то смысле можно сравнить паломника с человеком, который временно принял монашеские обеты. Фактически: то, от чего отрекается монах, должно быть на какое-то время отвергнуто и паломником. В целом, в поведении паломника должна присутствовать аскеза. Паломник покидает свой дом, привычный быт, как многие монахи оставляли и оставляют свои родные места, где они родились и выросли, чтобы посвятить всю свою жизнь молитве и служению Богу в далекой от малой родины обители. Конечно, для паломника, в отличие от монаха, это странничество является временным.

Паломник также должен стремиться соблюдать три основных монашеских обета: нестяжание, послушание и целомудрие.

Что касается нестяжания, то паломник не должен набирать с собой кучу вещей, чемоданы тряпок, модную одежду и т.д. Второй обет — послушание: если монах дает обещание слушаться игумена, то паломник должен слушаться руководителя группы, священника. Целомудрие. Тут тоже все понятно. Например, раньше, если супруги ехали вместе в паломническую поездку, то ночевали раздельно.

Постническое житие: паломник в поездке так же, как и инок, должен стараться придерживаться принципа воздержания в пище.

И еще одно важное отличие паломника от туриста – это «беззаботливость», которая свойственна монахам. «Побудь паломник с Богом! Не надо думать о многочисленных делах, земных заботах, попечениях. Возложи все свое упование на Бога! Это, конечно, не означает равнодушия. Нет! Но человек должен все свои мысли, все свои сердечные устремления посвятить Богу, молитве и переложить свое упование на Господа», — говорит митрополит.

***

Понятие «паломничество» изначально означало посещение Иерусалима. Однако постепенно слово стало употребляться в более широком смысле и означать посещение любого святого места с целью поклонения святыням.

***

Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих принять участие в тематических встречах с митрополитом Марком. Следите, пожалуйста, за объявлениями на сайте Рязанской епархии.