Как правильно: размышления митрополита Марка. Часть 2

.

Что мы освящаем, а что благословляем?

В наши дни одним из распространенных поводов, который сподвигает человека прийти, наконец, в храм, становится благочестивое желание «освятить» машину, дом, нательный крестик или икону. При этом такие выражения, как «освятить машину» или «освятить квартиру», настолько вошли в наш обиход, что люди уже не задумываются над употреблением подобных словосочетаний и их подлинном значении.

Если в отношении креста, иконы мы, конечно, с полным правом можем говорить об освящении, то применительно к дому и машине это уже оказывается не вполне правомерным.

Слово освящение происходит от слова святость. Дословно в переводе с еврейского «святость» — чистота, обособленность. Святой – значит, обособленный, выделенный для служения Богу. Когда речь идет об освящении, то предполагается, что предмет, над которым совершится чин освящения, будет наделен сакральным значением, то есть станет священным.

Потому, когда мы говорим об освящении храма – то есть не обычного дома, в котором живет или работает человек, используя его для своих обыденных земных целей, а Дома Божия, — то мы правы. И когда говорим об освящении креста – символа Христианства, символа победы Жизни над смертью, который мы носим на своей груди, — то мы правы. Когда просим священника «освятить икону», то тоже правы, хотя чин освящения икон – более поздняя практика. Так, например, в старообрядчестве и в греческих Церквах такого чина нет. Потому и отношение к иконописи раньше было не в пример благоговейнее, чем в нынешнее время. Иконы писали с молитвой и постом, и каждое действие художника: от приготовления доски и красок до техники исполнения, несло в себе глубокий сакральный смысл.

Строго говоря, об освящении автомобиля или жилища говорить неверно. Эти предметы не священны и потому не могут освящаться в прямом смысле этого слова. Так что и дом и машина, и прочие мирские вещи, не предназначенные для сакрального употребления, не освящаются, а благословляются Церковью.

Собственно то, что в народе называется «освящением квартиры», на церковном языке обозначается как «Чин благословения жилища». Священник окропляет дом святой водой и изображает кресты на стенах елеем, молясь при этом так: «Благословляется дом сей помазанием святаго елеа сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Благослови, Господи, дом сей, / и исполни его земных Твоих благ, / и в нем благочестно жити хотящих / от всякаго злаго обстояния неврежденных сохрани, / и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй, / и яко щедр помилуй, / по велицей Твоей милости.

Также в любом требнике Вы найдете и «Чин Великого освящения храма бываемого от Архиерея» (или малого освящения). Эти молитвы восходят к V веку, когда чин был утвержден на IV Халкидонском Вселенском Соборе. Чин освящения также именуется обновлением, потому что чрез освящение храм из обычного дома делается святым, то есть совершенно иным, новым, он становится Домом Господним. И уже впоследствии не может быть чем-то другим. То есть храм, крест, икона – все это неотъемлемые части литургической жизни, отмеченные особой благодатью, Божественным присутствием. Они священны. И не могут употребляться иначе. А жилье может быть благословлено, главное – хранить его после это в чистоте и не только в бытовом смысле этого слова, но и духовном.