Митрополит Марк: цель Великого поста – стать победителями греха!

.

8 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, где он уже много лет является настоятелем, Литургию Преждеосвященных Даров.

В слове к народу архипастырь особо отметил:

— Вот уже более недели, как Церковь ввела нас, дорогие братья и сестры, на поприще Святого Великого поста. Именно так мы чаще всего называем это особое благодатное время – Великий пост. Когда мы произносим эти слова, «Великий пост», то на сердце приходят, прежде всего, мысли о воздержании от пищи.

Каждый во время поста воздерживается в свою меру. В древности люди понимали под понятием «пост» полное воздержание от пищи. Для современного человека — это воздержание от определенного рода продуктов. И в этом смысле наш пост гораздо легче, гораздо терпимее, гораздо гибче, в том числе и по отношению ко всем тем людям, которые страдают разного рода немощами и болезнями тела и духа.

И, тем не менее, воздержание от пищи не является единственной задачей поста! Вступая на это поприще, мы часто думаем: «Что мы будем есть? Как мы будем есть?» Кто-то, еще не начав поста, уже подходит к священникам и спрашивает благословение на послабление, кто-то на вкушение молочных продуктов, кто-то на рыбу, и так далее. То есть мы стараемся выдержать, при этом на каких-то определенных условиях, прежде всего, внешнюю сторону поста – воздержание от пищи. Пытаемся зачастую умалить это воздержание. Сделать его приятнее. И в этом смысле мы превратно понимаем слова, которые слышим в храме: «Постимся постом приятным».

Когда речь заходит о слове «приятный», то люди обычно представляют «приятную» пищу, «приятную» одежду, «приятное» место для отдохновения и так далее. В данном случае речь идет не о внешней приятности, а о том, что приятно, благоприятно для Бога.

Но гораздо более важный вопрос состоит в том, ставим ли мы перед собой, несмотря на такие наши мысли в отношении поста, какие-то задачи, выходящие за рамки воздержания плоти?.. Чаще всего нет. И тем самым мы забываем о том, как Церковь воспринимает это особое благодатное время. А Церковь называет это время Святой Великой Четыредесятницей.

То есть не просто «Великий пост», не просто воздержание от пищи, но Сорок Святых Великих Дней! И, конечно, воздержание от пищи является далеко не единственной целью.

Всякий раз, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, мы слышим, как за богослужением священник молится, чтобы Господь помог нам явиться победителями греха. Вот возвышенная цель поста! Стать победителями греха! Это универсальная фраза относится ко всем. Если, например, некоторые люди не могут поститься, не могут воздерживаться даже от самых простых продуктов в силу своих немощей, это прошение относится и к ним. К каждому человеку. Потому что у каждого человека есть свои грехи. И Церковь ставит перед нами задачу — не просто воздерживаться от пищи, но стать победителями греха. Тех грехов, которые гнездятся в наших душах. Тех грехов, которые гнетут нас и пригибают нас к земле подобно тому, как ветер склоняет травы долу во время бури. И Господь нас призывает ставить перед собой именно эту великую задачу – явиться победителями греха!

Конечно, грех многообразен, многоразличен, имеет разные степени. И в нашей борьбе мы должны если не искоренить его совсем, что, пожалуй, почти невозможно, то, по крайней мере, ослабить его проявление.

Если мы привыкли гневаться, ругаться на наших ближних, отвечать враждой на мир ,– взглянем на себя, посмотрим на свою душу и спросим себя: «А сделали ли мы все для того, чтобы явиться здесь победителями греха?!» Если мы не можем до конца преодолеть в себе внутренний гнев, будем стараться хотя бы воздерживаться в словах. Если не можем говорить доброе, то хотя бы не будем говорить злых слов.

И преодоление греха в Великий пост действительно становится возможным, становится более легким в силу того, что мы больше времени уделяем молитве, стараемся восстановить гармонию между душой и телом и дать душе возможность полноценного общения с Богом.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы на протяжении всей Великой Четыредесятницы думали не только о том, какую именно постную пищу будем вкушать, где ее найти или как сделать ее более вкусной, калорийной, питательной и приятной. Ставили во главу угла — борьбу с грехом, потому что именно этого ждет от нас Церковь, согласно тем словам, которые каждый раз читаются на Литургии Преждеосвященных Даров.