Претерпевый же до конца, тот спасен будет

.

22 марта, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил в своем храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, где он уже много лет является настоятелем, Литургию Преждеосвященных Даров. Предлагаем Вашему вниманию архипастырское наставление митрополита:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

На протяжении всей седмицы в православных храмах на аналое лежит образ Креста Господня, напоминая нам о той Великой Победе, которую совершил Господь Иисус Христос через Свои Страдания и Крестную Смерть.

Знамя Креста также напоминает нам о том, что для христианина есть только один путь к спасению, только один путь в Небесное наше Отечество – это путь сораспятия и последования за Христом.

Образ высшего проявления подобного следования за Христом запечатлен в подвиге мученичества. И сегодня Святая Церковь отмечает память 40 мучеников Севастийских.

Среди всего сонма мучеников, который был прославлен Церковью, 40 мучеников Севастийских особым образом почитаются Православной Церковью. Они явили собой пример, с одной стороны, дерзновения и, с другой стороны, удивительного терпения.

В чем же состоял подвиг 40 мучеников? В первое время царствования императора Константина Великого, когда он управлял только Западной Римской империей, восточная ее часть подчинялась императору Ликинию (он же Лициний). И если император Константин в 313 году разрешил в своей части империи свободу вероисповедания, то Ликиний, будучи убежденным язычником, стремился уничтожить всех христиан на подвластной ему территории.

Однажды один из его военачальников перед языческим праздником решил принести жертвы идолам. Но 40 его воинов отказались совершать жертвоприношения языческим богам. Невзирая на опасность, они открыто проповедовали и исповедовали свою веру во Христа, открыто признали, что они христиане и твердо отказались приносить жертвы идолам.

Тогда воинов заключили в темницу, а затем повели на мучения и поставили на лед озера, располагавшегося недалеко от Севастии. Погода стояла холодная, дули сильные ветры. Всю ночь 40 страдальцев стояли на льду без одежды. После столь жестокого и долгого стояния они совершенно обледенели, буквально покрылись ледяной коркой, и один из них не выдержал… Он побежал в баню, которая была приготовлена мучителями здесь же, на берегу озера, специально для того, чтобы еще сильнее искушать воинов, для того чтобы сломить их волю и мужественное стремление быть верными Христу до смерти. Но как только этот последний сдавшийся вошел в баню, то в тот же миг упал мертвым.

Между тем воины, остававшиеся на льду, были ободрены светом, который осветил все кругом, и теплотою, которая разлилась по их членам. Один же из стражников, видя свет и спускающиеся с неба на головы мучеников сияющие венцы, понял, что эти подвижники служат Истинному Богу. И пошел к ним. И восполнил число мучеников – 40. И вместе с ними пострадал.

Мученики закончили свою жизнь в терпении, до конца выдержав страдания, на которые их обрекли мучители.

Вот эти две стороны подвига мучеников: с одной стороны — дерзновенная вера, дерзновенное исповедание веры во Христа, и с другой – их удивительное терпение являются тем примером, который остался в веках и который вызывает удивление христиан на протяжении многих и многих поколений верующих.

Мы – люди XXI века, в отличие от людей той эпохи, часто не имеем дерзновения. Мы, подобно щепке, затянутой в водоворот, не проявляем инициативы, а следуем часто тем путем, которым влечет нас за собой стихия.

И Господь, желающий нашего спасения, как бы говорит нам: «Да, у вас нет дерзновения, но имейте по крайней мере терпение, несите тот крест, который Господь вам послал. Апостол Павел назидал христиан в искусстве терпения. В одном из своих Посланий он говорил так: «Скорбь соделывает терпение, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит» (Рим.5:3-5).

Подвиг терпения – это то, что нам нужно в наибольшей степени. Терпение нам необходимо на протяжении Святой Великой Четыредесятницы, потому что терпение сопровождает наше постное шествие. Это и терпение голода, терпение в лишении себя той или иной пищи, терпение — и в том, чтобы не сорваться на обидчиков, не скатиться в раздражительность и т.д. Терпение – это то, что необходимо нам на протяжении всего нашего жизненного пути.

Если мы не способны на большее, то дай нам Бог иметь хотя бы терпение — терпение, пример которого показали нам святые отцы и высший пример которого показали нам мученики. Почетное же место среди этих угодников Божиих занимают 40 мучеников, память которых отмечается и прославляется нашей Церковью сегодня. Аминь.