Святыни Рязанской епархии. Покровский Михайловский монастырь: светлая обитель на «Черной горе»

.

Возвышенность, где располагается Покровский Михайловский монастырь, местные жители много веков называют, ни много ни мало, «Черной горой». А ведь там удивительное место, полное света и воздуха! «Черной» нынешняя монастырская гора стала именоваться просто оттого, что на расположенное здесь издавна кладбище люди приходили в черных траурных одеждах… Впрочем, для монастыря черный цвет — все равно «родной»: монахи и монахини носят именно черные облачения, и даже купола храмов в обителях бывают черные, напоминающие о монашеском делании и отречении от мирской жизни.

И гора, можно сказать, тоже является определенным зримым символом возвышенной молитвы, которую творят монахини. Словом, место для обители подходящее, да и местность вокруг живописная.

Хотя изначально монастырь располагался гораздо ближе к современной Рязани. В народе его называли Аграфениной Пустынью, по имени основавшей обитель в 1507 году великой рязанской княгини Агриппины. Первой игуменией новосозданного монастыря стала сама княгиня. Несколько веков монастырь укреплялся, ширился, но в начале XIX века стал приходить в упадок. Веком ранее Екатерина II провела секуляризацию монастырских земель, которая затронула и Аграфенину пустынь. По поговорке, беда не приходит одна: все сильнее подмывался берег Оки около обители. Во время весенних паводков вода ближе и ближе подступала к монастырю, грозя разрушить не только хозяйственные постройки, но и монастырскую церковь. Узнав о таком бедственном положении дел, купеческое и мещанское общество города Михайлова стало настаивать на том, что самое лучшее — это перенести обитель в окрестности их города, на Черную гору. Тем более, как было сказано в прошении, в их стороне давно не было «такого священного места».

Прошение было утверждено, и в 1819 году монастырь «переехал» на новое место. Точнее — переехали люди, а все строения возводились заново. Исключением была местная кладбищенская церковь, отданная обители. Но она оказалось слишком тесной, и в 1820 году был заложен высокий двухэтажный каменный храм, который стал архитектурный доминантой всего комплекса монастыря. В обители подвизались многие подвижники благочестия, в их числе блаженная старица Евдокия и блаженный иерей Феофилакт. 100-летний юбилей пребывания монастыря на Черной горе был ознаменован трагическими событиями — в 1919 году обитель была закрыта, какое-то время там располагались колхозное зернохранилище и свинарник.

Но высокий, светлый, словно вне времени парящий на верху горы Покровский собор не давал покоя местному советскому начальству. Храм два раза безуспешно пытались взорвать, и лишь после третьего взрыва собор обрушился полностью. Это было в 1954 году.

На месте обители на долгие десятилетия воцарилась звенящая тишина. Воронки от взрывов заросли бурьяном. Но в памяти людей хранился образ светлого монастыря на горе, питавшего всю округу духовной жизнью. На рубеже XX - XXI веков источник этой жизни вновь пробился на поверхность — монастырь было решено возродить. На пустыре быстро выросли жилые и хозяйственные постройки, храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», деревянная Покровская церковь и воссозданный каменный собор.

Сейчас в обширном монастырском хозяйстве есть много «возможностей» для того, чтобы потрудиться — в храме, на основной территории, на скотном дворе, в саду, огороде, воскресной школе, библиотеке… Жизнь насельниц складывается из послушаний и молитвы.

Главное — что Черная гора с возвращением на нее иноческой жизни вновь стала источником света, источником молитвы и духовной радости для каждого, кто туда приезжает.