Преподобный Герман Аляскинский: рязанский святой
9 августа празднуется память святых, среди имен которых одно связано с Рязанской землей. Преподобный Герман Аляскинский, ставший просветителем «Русской Америки», как в XVIII веке называли Аляску, по последним исследованиям родился в пределах нынешнего Рязанского края — в Кадомском районе. Об этом великом подвижнике и миссионере, который смог своей жизнью, своим словом и добротой привести многих коренных жителей Аляски к Православию, рассказывает старший преподаватель кафедры Рязанского государственного университета, преподаватель Рязанской православной семинарии Игорь Митрофанов.
— Каким образом Герман Аляскинский связан с Рязанской землей?
— Вообще фигура преподобного Германа очень значима, и если в советский период она была, казалось бы, забыта, то для православной Америки она не забывалась никогда. Православные американцы считают преподобного Германа духовным покровителем Америки. Так что для соседнего с нами континента его значение огромно. До сих пор многие алеуты рассказывают истории о нем, его жизни, и считают его самым великим человеком.
Понятно, что для рязанцев очень приятно, что этот человек связан с нашим краем, с Кадомским районом, потому что именно там, по последним историческим данным, находится его родина.
Долгое время считалось, что преподобный Герман является уроженцем города Серпухова. И только в начале 21 века ученый по фамилии Корсун в архиве Санкт-Петербурга нашел документы, которые изменили первоначальную версию о происхождении преподобного Германа. Как и любое историческое исследование, которое уносит нас вглубь веков, исследование Сергея Корсуна шло достаточно трудно, но постепенно выяснилось, что святой Герман, в миру Егор Иванович Попов, — уроженец Кадома. Кадом и Шацк долго были тамбовскими землями, а в 18 веке они относились еще к Воронежской губернии, и все эти детали налагали определенные трудности при поисках. Но, тем не менее, благодаря Сергею Корсуну появляется несколько печатных исследований. В частности, 2002 году в Джорданвилле (США) выходит книга о новом происхождении преподобного Германа, и затем она переиздается у нас.
И сейчас уже с уверенностью мы можем говорить, что Егор Иванович Попов из рязанского Кадома — и есть преподобный Герман Аляскинский.
Хотелось бы отметить нашего известного рязанца, героя России Михаила Малахова, который внес очень большой вклад в популяризацию исторического факта рязанского происхождения преподобного Германа. Сказались его постоянные экспедиции на Аляску, съемки фильмов, организация научных конференций. Рязанское отделение географического общества, председателем которого является Михаил Малахов, провело большую работу и смогло донести информацию о святом Германе до общественности. В прошлом году к нам в епархию даже приезжали гости с Аляски, посещали Кадомский район. Знаете, в разговоре с ними было ясно, что они приезжают к нам с особым настроением, желая увидеть места, где начал свою жизнь человек, принесший Православную веру на Северо-Американский континент.
Так мы ездим в Святую Землю, испытывая духовную жажду прикоснуться к истокам Евангельской истории.
— Получается, именно с обнаружения исторических документов в архиве начинается исследование о жизни преподобного Германа?
— Не совсем так. Ведь не очень ясно все было в целом, о Серпухове точных данных не было, их как раз искали. Но в итоге произошло научное и даже, можно сказать, духовное открытие, такое важное для нас, рязанцев. Это был кропотливый труд, вообще характерный для исследователей. И началась эта работа еще в конце ХХ века.
— А как складывалась жизнь преподобного Германа?
— Начало его деятельности — XVIII век. Уже в юности у него было желание связать свою жизнь с духовным поприщем. Но был взят в армию. Судя по всему, он происходил из семьи крестьян или купцов, небогатых, но придававших большое значение грамотности. В армии умевший писать и читать Егор Попов стал писарем при местном Шацком воеводстве. После того, как оно было упразднено, служащие могли избрать несколько путей служения, а кто не хотел служить, получил разрешение уйти в монастырь. Герман, тогда еще Егор Попов, решает связать свою жизнь уже с монастырским служением, и здесь на его пути встречается еще один подвижник — Назарий Валаамский. Для нас особенно интересным представляется тот факт, что родина Назария — это Елатомский район, опять же нашего Рязанского края. Фактически два подвижника были родом из соседних районов. Рязанская земля дала таких удивительных людей, между которыми словно было духовное притяжение! Егор Попов оказывается в Валаамском монастыре, принимает там постриг с именем Герман. Он долгое время несет послушания в монастыре, но душа просит чего-то еще. Наверное, таких людей всегда притягивают духовные подвиги. Услышав о том, что готовится миссия на Аляску, тогда называвшуюся русской Америкой, Герман просит его отпустить в состав этой миссии, и в 1793 году отправляется на Алеутские острова — Кадьяк в первую очередь. С этого времени его судьба связана с далеким северным краем. Это была не то что глубинка, а совершенно девственная территория. Местные жители тогда были язычниками, по жизни своей фактически — детьми природы.
— Эта мера была поддержана правительством?
— Русская Америка — это удивительная история, легендарная. 18 век — это преодоление Берингова пролива, появление на гряде Алеутских островов и затем на континентальной Аляске наших первых переселенцев — торговцев, промысловиков. Они понимали, что осваиваемому краю нужен и духовный стержень, и обратились к Екатерине II с тем, чтобы она взяла развитие русской Америки под свое покровительство. Императрица поняла важность вопроса и взяла просвещение Аляски под своей контроль.
Купцы, достигшие этой далекой земли, понимали, что она еще почти не тронута, и что ей необходимо дать возможность слышать слово Божие из уст людей духовного сана.
И вот, Валаамская миссия начинает свою проповедь. Это было не так просто, как можно себе представить: что вот, пришли миссионеры, рассказали о Боге, и все крестились. Все было, конечно, гораздо сложнее. Были и те, кто сопротивлялся проповеди, и один из миссионеров, иеромонах Иувеналий, был убит местными жителями. Но все равно свет Божий было не остановить! И постепенно становилось ясно, что люди всем сердцем принимают веру Православную. А через 5-6 лет возникает понимание, что там нужно делать свою, местную епархию. В 1799 году в Иркутске проходит хиротония руководителя миссии архимандрита Иосафа в первого Алеутского и Аляскинского епископа. На обратном пути из Иркутска на Аляску происходит страшная трагедия — новый епископ и часть членов миссии попадают на корабле в шторм у Курильских остров и погибают. Тогда никто не смог спастись. И получается, что единственным, кто остался на Аляске, становится Герман. Именно на него Господь возложил тяжелую ношу просвещения местных народов. Многие боялись, что после кораблекрушения миссия на Аляске может совершенно угаснуть. Но благодаря Герману этого не происходит. Поэтому местные жители и ставят его выше других — ведь силой своего духа, своей жизнью он смог укрепить и расширить свет Православной веры на Аляске.
— Получается, хотя там и были русские люди, но духовная миссия держалась на нем?
— Именно так. Он решает даже создать там новый Валаам, для чего избирает еще один из островов Алеутской гряды — остров Еловый. Там он поселился , жил и молился, принимал людей и беседовал с ними. Для православных американцев это очень почитаемое место! Преподобный Герман там провел более 30 лет, и огонек православной веры на Северо-Американском континенте стал разгораться все ярче.
Прославление преподобного Германа было не так давно, лишь в 1969 году. Причем прославила его часть Русской Церкви в Америке, наша Нью-Йоркская митрополия. Сразу был прославлен еще Иннокентий Иркутский. Эти две фигуры — первые святые Православной Америки. Американцы их почитают как своих, американских святых, и, понятно, узнавая о том, что их преподобный Герман родился в далекой Рязанской земле, начинают к ней относиться совершенно по-особому.
Сейчас именем преподобного Германа названа духовная семинария на Аляске. Ее представители были в Рязани в прошлом году и выразили заинтересованность в сотрудничестве с кафедрой теологии РГУ и нашей семинарией. Я думаю, эти связи будут налаживаться и укрепляться. И для нас это тоже имеет огромное значение. Мы знаем, каково было значение жизни и подвигов святого Германа, и что без него все могло бы быть совершенно иначе. А сейчас мы получаем свидетельства, которые не могут не ободрять нас, связанные напрямую с именем преподобного Германа и его последователей. Мы с радостью узнаем, что и сейчас идет пусть и небольшой, но постоянный рост количества православных на Северо-Американском континенте, а значит, труды преподобного Германа продолжают приносить свои плоды.
По материалам программы «Новый день» (Рязанское епархиальное радио)