Служить, но не угождать

.

Слово митрополита Марка 17 ноября 2018 года в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали притчу о Страшном Суде. В этой притче Господь предупреждает нас о том, по какому «принципу», по какому «критерию» Он будет судить человечество.

Господь будет вершить Свой суд — исходя из того, как каждый из нас на протяжении всей своей жизни поступал по отношению к своему ближнему. Если мы оказывали помощь нуждающимся: голодным, жаждущим, болящим, пребывающим в темнице, то тем самым, по слову Спасителя, мы оказывали помощь Самому Христу. И тогда суд над нами будет милостивым. Если же мы проходили мимо страждущих, не замечали алчущих, то тогда и Господь не захочет нас знать.

В этой притче Господь научает, что ближний – это Сам Христос. И милость, оказанная нашему ближнему, — это милость, оказанная Самому Христу.

При этом перед чтением Евангелия в Послании апостола Павла мы слышали такие слова: «Если бы я и доныне угождал человекам, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Вдумаемся в эти слова. На первый взгляд, они противоречат главной мысли, высказанной в притче о Страшном Суде. Однако это не так. Между словами Спасителя и апостола Павла нет противоречия! Потому что одно дело — помогать жаждущему, голодному, страждущему, то есть служить людям как Христу, а другое дело – угождать им.

Пример. Ребенок целый день играет в компьютерные игры. Что делать в этом случае родителям? По «любви» к нему потакать развитию пагубного пристрастия? Или все же запрещать? Ответ очевиден. Безусловно, родители не должны идти на поводу у страстей и греховных привязанностей своего чада.

И таких примеров можно привести множество. Важно, чтобы в нашей жизни мы имели рассуждение и различали, что является для человека необходимым, а что — служением его страстям, его греховным наклонностям. Что действительно поможет человеку выжить на этой земле, а что является суетным, привременным и часто вредящим человеческой душе и человеческому телу.

Вот основные вехи, между которыми выстраивается линия поведения настоящего христианина.

Так, если речь идет о воспитании ребенка, то с одной стороны, конечно, – «все лучшее детям», но с другой – что понимать под «лучшим». Ведь, балуя детей, мы наносим серьезный вред их душам.

Итак, с одной стороны, мы должны исполнять заповедь о любви к ближнему как к Самому Христу, и вместе с тем — стараться не впадать в грех человекоугодия, потому что слова Апостола Павла звучат однозначно: «Если бы я и доныне угождал человекам, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Аминь.