О мире и брани на земле

.

Слово митрополита Марка в день памяти мучеников 14000 младенцев.

В эти дни, дорогие братья и сестры, мы продолжаем радоваться и отмечать великий мироспасительный праздник Рождества Христова. Господь пришел на землю, чтобы спасти человеческий род. Он был встречен ангельским пением, поклонением волхвов и пастухов, услышавших песнь ангелов – «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение».

На земле мир… Эти слова услышали ангелы и пастухи. Но «мир» не означает отсутствия всякой внешней брани. Такая брань наступила сразу же после пришествия в мир Бога Слова. Безумный Ирод, услышав о рождении Царя, воспылал ревностью и повелел волхвам сообщить ему о том, где и кто претендует стать его соперником. Однако волхвы получили извещение от ангела не возвращаться к Ироду и отошли в свою страну другим путем. Ирод же, поняв, что он осмеян и обманут, решил отыграться на безвинных младенцах. Евангелие говорит о том, что четырнадцать тысяч младенцев было убито в Вифлееме и его окрестностях. Он были истреблены ради одного Младенца, жизни которого домогался Ирод. Таким образом, с самого Рождения, с появления на земле, Спасителя уже подстерегала опасность. Он становится изгнанником, и ради Его жизни, ради спасения мира прежде Него отдают свою жизнь невинные вифлеемские младенцы.

Их кровь была пролита, потому что Ирод жаждал умертвить Спасителя мира. Эти слова Евангелия о стремлении Ирода умертвить Христа напоминают нам о вечной брани, которая продолжается даже после пришествия на землю Спасителя. На земле как тогда, так и сейчас борются добро и зло, и зло проявляет свое неистовство, стремясь уязвить и поразить ревнителей правды. А потому этот евангельский эпизод является ответом на наши вопрошания о том, почему страдают праведные, отнимаются невинные жизни, а хорошие люди испытывают страдания и лишения.

Все это происходит потому что наш мир – это житейское море, в котором постоянно бушуют волны. В жажде поглотить добычу, они обрушиваются на корабли, стремящиеся достигнуть тихой и безмятежной пристани.

Мы сегодня вспоминаем память невинных младенцев, которые являются образом тысяч и миллионов невинных душ, которые позже будут погублены во имя человеческих страстей. Этот евангельский эпизод напоминает нам о том, что мир, который возвещает Христос, не означает окончательного уничтожения сил зла. Оно продолжает бушевать, оно еще в силе, до времени своего полного поражения уже во втором страшном пришествии нашего Спасителя.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не бояться сил зла, мужественно противостоять им. И вместе с тем блаженны все те, кто отдает свою душу ради Христа. Эти невинные младенцы, хотя и не знали еще Христа, стали первыми мучниками, страдальцами за Него, пролившими свою кровь ради Спасителя мира.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, на нашем жизненном пути благодати Божией и терпения, которое должно давать нам силы во всех наших жизненных невзгодах, трудностях и испытаниях. Господь принес на землю мир, и это должно нас вдохновлять, одушевлять и внушать нам мужество, терпение и надежду. Господь пришел, чтобы спасти весь человеческий род, и по сравнению с этим вечным спасением все наши земные беды, невзгоды и трудности являются всего лишь преходящими, временными эпизодами. С праздником, и пусть свет Рождества Христова сияет в наших душах и сердцах!

Христорождественский собор города Михайлова,

11 января 2020 года