Слово в Казанском храме села Голенчино

.

Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в день памяти первомученика и архидиакона Стефана.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В эти рождественские светлые дни Святая Церковь призывает нас радоваться о боговоплощении Спасителя. Сегодня, на третий день праздника, мы отмечаем день памяти великого святого мученика, которого Церковь называет первомучеником – архидиакона Стефана.

Это был один из первых служителей Церкви. Вскоре после Пятидесятницы, для того чтобы правильно организовывать процесс богослужения, а также заботиться о пропитании людей, апостолы учредили институт диаконов. И архидиакон Стефан был одним из первых семи диаконов Иерусалимской Церкви. Ему Господь уготовал честь стать первомучеником. Кто-то может спросить: а как же Вифлеемские младенцы, которые также пострадали за Христа? Они были все убиты безжалостным царем Иродом.

И здесь возникает вопрос: а что же такое мученичество? И кто есть мученик? Если подходить к этому слову буквально, то мученик – это всякий, кто мучился, кто претерпевал какие-либо мучения. Но если мы обратимся к греческому слову, которое обозначает то же самое понятие в греческом языке, то увидим, что смысл слова несколько меняется, и наше представление о мучениках и мученичестве обогащается.

Мученик в переводе с греческого – это свидетель. Но свидетель, который свидетельствует о чем-то, о какой-то истине не только лишь словами, а ценой своей жизни, свидетельствует своей кровью.

Мученик в переводе с греческого – это свидетель. Но свидетель, который свидетельствует о чем-то, о какой-то истине не только лишь словами, а ценой своей жизни, свидетельствует своей кровью. Это очень важное уточнение, потому что мы часто воспринимаем вещи формально, буквально, не понимая их подлинного смысла.

Как, например, преподобный Серафим Саровский сказал, что добро, которое делается не ради Христа, не имеет ценности в очах Божиих. Вот так же и многие мучения не имеют смысла, не имеют ценности, если они не связаны со свидетельством о Христе. Если брать историю, то мы найдем много разного рода людей, которые страдали от разных мучений, которых истязали, били, подвергали пыткам, но никто не признает их мучениками. Потому что они мучились не ради Христа. Их мучения не сопровождались темой свидетельства о Христе.

Архидиакон Стефан был первым, кто засвидетельствовал Истину о Христе своей кровью. Тогда только начинались гонения на христиан. Вскоре после образования Церкви Христовой, снисхождения Святого Духа, израильское общество стало осознавать, что появилась некая новая сила, которая не отождествляет себя с ветхим Израилем. И реакцией на образование Церкви стали гонения и преследования.

Архидиакон Стефан очень мудро и точно показал историю спасения, рассказал, в чем история спасения расходится, а в чем сходится с историей народа Божия, и это привело в ярость противников Спасителя, и они в бешенстве забросали святого Стефана камнями. Он остается для нас первым среди мучеников, первым, кто сознательно отдал свою жизнь во имя свидетельства о Христе и за Христа. Взирая на подвиг мучеников, мы, конечно, трепещем от того дерзновения, которое имели эти люди – дерзновения в слове и мужестве.

Но и каждый из нас может быть причастен подвигу мучеников, в смысле подвига свидетельства о Христе, если мы делаем добрые дела, поступаем благочестиво и по-доброму с окружающими нас людьми, с ближними, которые, может быть, еще не просвещены светом Христовой истины. Но если они видят наши пусть какие-то небольшие добрые дела, знают, что мы христиане, и не хулят после этого веру Христову, мы тоже становимся причастны этому подвигу свидетельства о Христе. Дай Бог чтобы ради нас имя Божие не хулилось, а славилось. Аминь».