Без креста – ни спасения, ни радости

.

Слово митрополита Марка в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Сегодня, дорогие братья и сестры, за богослужением мы с вами слышали апостольское чтение, в котором проводилась мысль о том, что Крест Христов для иудеев – соблазн, а для эллинов, то есть греков, – безумие. Нам порой кажется, что это время давно прошло, и сейчас крест воспринимается уже по-другому.

Но почему же иудеи воспринимали крест как соблазн, а эллины – как безумие? Потому что в представлении древних евреев Мессия, которого они ждали, должен был прийти как победитель, земной владыка, освободитель от иностранной тяжелой оккупации, как торжествующий царь, который поможет Израилю воцариться не только в пределах своей земли, но и всей вселенной.

И вместо того, чтобы увидеть Мессию как царя и победителя, торжествующего праведника, который поведет свой народ к победе и торжеству здесь, на земле, евреи вдруг увидели Мессию поруганного, оплеванного, страдающего, добровольно взошедшего на крест! Конечно, это воспринималось как соблазн, насмешка над мессианской идеей Израиля.

А почему греки воспринимали как безумие проповедь о Христе Распятом? Для греков идеалом была премудрость, о которой много говорили древние философы. Для греков с их политеизмом Бог представлялся как что-то совершенно особое, нежели простой обычный смертный человек. Бог живет в особом мире и не причастен к человеческим страданиям. Конечно, у греков, помимо их поверхностных мифов, были философские идеи и представления о том, что такое дух, духовность, бог, но, опять-таки, утверждалось, что дух – это главное, а плоть – нечто плохое, то, от чего нужно совлечься, некая временная одежда, не нужная человеку в вечности. Сама идея спасения, пришествия Бога во плоти не могла быть воспринята греками как разумная и заслуживающая доверия. Многие вещи из христианского учения с точки зрения их традиционных представлений воспринимались греками как настоящее безумие.

Но это время давно прошло, и сейчас вряд ли кто-то ищет такой премудрости или ожидает Мессию как царя, который принесет мир, тишину и благоденствие. Но все же крест Христов до сих воспринимается людьми зачастую неверно и с трудом. Почему? Потому что гораздо проще воспринять праздник Пасхи, торжества жизни, или нравственную проповедь христианства, где нет темы страданий, а говорится только о любви и радости – эта проповедь радости и любви близка современному человеку и миру. Зачем же говорить о страданиях, кресте... Радуйся! В этом и состоит утверждение многих проповедников, в том числе, порой, и в Православной Церкви.

Но Воскресение Христово не возможно без Креста, как и спасение. Чтобы порадоваться и воспринять плоды воскресения Христова, нужно сначала со Христом распяться, взять свой крест, взойти на свою Голгофу, и только оттуда мы сможем узреть свое воскресение вместе со Христом.

Эту истину с трудом вмещает современный мир, ее отчаянно не хочет принять современный человек с его идеей земного счастья и благополучия. И лишь радость христианскую, одну сторону медали, современный человек готов воспринять – но никак не страдания, не распятия со Христом.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, нам, называющим себя христианами, воспринимать подвиг Христа в его целостности, видеть крест Христов, на который Он взошел ради нас, взяв на себя грехи человечества, и конечно, завершение Его подвига – Его славное Воскресение.

Без понимания целостности подвига Христова мы и жизнь свою будем строить неправильно и делать акцент будем только на одной стороне подвига Христа. Дай Бог нам всем полноты восприятия подвига Христа, потому что без Креста нет спасения и воскресения!

Крестовоздвиженский храм Рязани,

27 сентября 2020 года